О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы) в 2014 году

Содержание

1. Информация о ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009 – 2018 годы) в 2014 году

2. Информация по ключевым проектам сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 01.01.15

3. Перечень ключевых проектов сотрудничества

 

И Н Ф О Р М А Ц И Я
о ходе реализации Программы сотрудничества
между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы) в 2014 году

 

Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) утверждена Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики 23 сентября 2009 года.

Цель Программы – координация усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая».

Программа рассматривается как один из основных механизмов развития межрегионального сотрудничества с КНР, в первую очередь, в инвестиционной сфере.

Компетентными ведомствами, координирующими выполнение Программы, обозначены Министерство экономического развития Российской Федерации и Государственный комитет Китайской Народной Республики по развитию и реформам.

Программа сотрудничества содержит следующие основные направления взаимодействия: обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры; сотрудничество в сфере транспорта, трудовой деятельности, туризма, культуры; реализация ключевых проектов регионального сотрудничества, а также международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.

Выполнение этой Программы предусмотрено Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (пункт 61), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 553-р.

По реализации основных направлений Программы в 2014 году сложилась следующая ситуация.

 

I. Обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры

 

Обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации».

В Приморском крае в 2014 году решен вопрос по возобновлению приостановленных в 2012 году работ по реконструкции пунктов пропуска Пограничный – Суйфуньхэ и Краскино – Хуньчунь. Финансирование их реконструкции будет производиться за счет средств ФЦП «Государственная граница РФ» (2012 – 2020 гг.). Завершение строительства пунктов пропуска запланировано на 2019 и 2017 гг. соответственно.

В Хабаровском крае осуществлены мероприятия по возведению ледовой понтонной переправы через р. Уссури в районе пункта пропуска Покровка – Жаохэ в зимний период.

По искусственному дорожному сооружению (ледовая переправа, усиленная металлическими понтонными конструкциями) с 23 декабря 2013 года по 31 марта 2014 года было открыто движение грузового и пассажирского автомобильного транспорта. За этот период через переправу проследовало 542 транспортных средства, в том числе 409 автобуса. Услугами переправы воспользовалось 11 691 пассажир, что на 35% меньше аналогичного показателя зимнего периода 2012/2013 года.

В настоящее время решается вопрос возможности использования понтонной переправы в летний период.

Правительство Амурской области совместно с народным правительством провинции Хэйлунцзян (КНР) прорабатывает вопрос открытия пункта пропуска районе предполагаемого строительства моста через р. Амур (Благовещенск - Хэйхэ). Определена дата начала строительства мостового перехода – 01 июня 2015 года. Кроме того, с заинтересованными сторонами обсуждается вопрос модернизации воздушного пункта пропуска «Благовещенск», обустройства смешанного пункта пропуска «Джалинда» и установления пункта пропуска с. Игнашино (РФ) – с.Бэйцзицунь (КНР).

В Еврейской автономной области основным вопросом по прежнему остается восстановление в полном объеме работы пунктов пропуска Нижнеленинское, Амурзет и Пашково, пострадавших от наводнения в 2013 году. В начале декабря 2014 года введены в эксплуатацию на зимний период льдоукрепляющие понтонные переправы пунктах пропуска Амурзет и Нижнеленинское. Отдельное внимание уделяется строительству трансграничной транспортной инфраструктуры, завершен первый этап реконструкции автомобильной дороги Биробиджан – Унгун – Ленинское. Ведутся подготовительные работы к строительству железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское (РФ) – Тунцзян (КНР). Проект будет осуществляться за счет средств Российско-китайского инвестиционного фонда. В настоящее время идут работы по созданию опорной геолого-геодезической сети для непосредственного начала строительства мостового перехода.

В Забайкальском крае завершена реконструкция многостороннего автомобильного пункта пропуска Забайкальск - Манчжурия. Продолжается работа по модернизации двусторонних автомобильных пунктов пропуска Староцурухайтуйский – Хэйшаньтоу и Олочи – Шивэй. Ведется строительство автомобильных и железных дорог по направлению к указанным пунктам пропуска: Чита – Забайкальск, Карымская – Забайкальск, Забайкальск -Прнаргунск – Староцурухайтуй.

В целях создания трансграничных автомобильных маршрутов и расширения пропуска пассажирских и грузовых поездов между Россией и Китаем через территорию Монголии, Правительством Республики Бурятия проводится работа по обустройству пунктов пропуска МАПП «Кяхта» и ЖДПП «Наушки» через государственную границу, которые включены в ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)»

 

II. Сотрудничество в сфере транспорта

 

По взаимному использованию портов. В настоящее время заинтересованными компетентными органами исполнительной власти ведется согласование проекта «Соглашения между Правительствами России и Китая о комбинированных перевозках «континент – море», используя автомобильные дороги, порты и другую транспортную инфраструктуру».

В 2014 году Правительство Хабаровского края продолжило работу по привлечению китайских инвесторов в портовую особую экономическую зону «Советская Гавань». Информация о проекте размещена в презентационных материалах о Хабаровском крае.

В Сахалинской области грузовые морские перевозки осуществляет ОАО «Сахалинское морское пароходство». Уголь экспортируется в КНР через морские порты Корсаков, Холмск, Углегорский, Шахтерск. Сахалинские углеводороды поставляются в Китай через порт Пригородное и порт Де-Кастри в Хабаровском крае.

В Камчатском крае в 2014 году не осуществлялось регулярного авиасообщения с КНР. В настоящее время с китайской стороной обсуждается возможность организации чартерного авиарейса Петропавловск-Камчатский – Харбин – Далянь.

В Приморском крае возобновлено железнодорожное сообщения по маршруту Хуньчунь - Махалино - Зарубино, фиксируется рост объема перевозок китайской стороной. С декабря 2013 года через пограничный переход осуществляется перевозка из России в Китай только одного рода груза - угля. С начала года перевезено свыше 500 тыс. тонн. Необходимо расширять ассортимент грузов. Уже сегодня от грузоотправителей поступают заявки на перевозку лесных грузов, рыбной продукции, удобрений и т.д. По оценкам российской и китайской сторон объем грузооборота на данном направлении может достигнуть уже к 2016 году 8 млн тонн в год, а к 2020 году - 16 млн тонн.

В 2014 году осуществлялись регулярные пассажирские перевозки в КНР по следующим маршрутам:

- автомобильное сообщение: Пограничный – Суйфэньхэ, Лесозаводск – Хулинь, Камень-Рыболов – Мишань, Покровка – Дуннин, Славянка – Хуньчунь, Славянка – Янцзы, Уссурийск – Дуннин, Уссурийск – Суйфэньхэ, Уссурийск – Янцзы, Уссурийск – Муданьцзян, Уссурийск – Цзиси, Краскино – Хуньчунь, Владивосток – Харбин;

- авиационное сообщение: Владивосток – Пекин, Владивосток – Харбин, Владивосток – Гонконг, Владивосток – Муданьцзян;

- железнодорожное сообщение: Гродеково – Суйфэньхэ.

На территории Хабаровского края регулярные пассажирские перевозки в Китай осуществлялись:

- автомобильным сообщением через смешанный пункт пропуска «Покровка» по маршруту Бикин – Жаохэ – Бикин;

- речным сообщением по маршруту Хабаровск – Фуюань.

Ведутся переговоры по органазиции регулярного автомобильного пассажирского сообщения «Хабаровск – Бикин – Покровка – Жаохэ – Шуаньшань – Харбин», принято решение о целесообразности открытия движения по данному маршруту в 2016 году после завершения реконструкции автомобильной дороги Хабаровск - Бикин.

В 2014 году авиасообщение между Северо-востоком КНР и Магаданской областью не осуществлялось из-за отсутствия достаточного пассажиропотока. В настоящее время ведутся переговоры с рядом авиакомпаний об организации прямых или транзитных рейсов между Магаданом и городами Северо-востока КНР.

В Республике Бурятия выполняются регулярные авиасообщения по маршрутам: Улан-Удэ – Маньчжурия и Улан-Удэ – Пекин.

В Забайкальском крае пассажирские авиаперевозки осуществляются по маршрутам Чита – Маньчжурия и Чита – Хайлар. В 2014 году на данных направлениях перевезено 9 853 пассажира, что на 16% меньше, чем в 2013 году. Снижение вызвано возникшими сложностями в связи со сменой компании перевозчика и падением пассажиропотока ввиду кризисных явлений в российской экономике. В настоящее время ведутся переговоры с китайской стороной по вопросу организации регулярного авиарейса Чита – Харбин.

 

III. Развитие зон сотрудничества

 

Правительством Хабаровского края продолжается работа с китайской стороной по организации освоения и охраны природы острова Большой Уссурийский. В настоящее время ведется проработка вопроса об установлении пункта пропуска на острове. С заинтересованными ведомствами согласовано местоположение объекта, готовится обоснование его строительства, после чего материалы будут переданы в Росграницу для решения вопроса об установлении пункта пропуска.

В декабре 2014 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока под председательствованием Д.А. Медведева была рассмотрена концепция развития российской части о. Большой Уссурийский. Было принято решение о подготовке проекта распоряжения об утверждении концепции предусмотрев:

- ограниченный во времени безвизовый режим посещения острова гражданами РФ и КНР;

- строительство постоянного автомобильного пункта пропуска;

- строительство защитных гидротехнических сооружений;

- создание речного порта;

- создание международного научно-исследовательского института проблем Амура на российской части острова.

В Приморском крае ведутся работы по созданию зоны в рамках российско-китайского парка по внедрению информационных технологий в г. Владивостоке и российско-китайской экспериментальной инновационной площадки "Техноград" в г. Партизанске.

 

IV. Укрепление российско-китайского сотрудничества
в сфере трудовой деятельности

 

Органами исполнительной власти субъектов РФ Востока России продолжалась работа по развитию сотрудничества в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ от 3 ноября 2000 года.

Всего в территориях Дальнего Востока и Забайкалья в 2014 году работало более 55 тысяч граждан из КНР. Наибольшая часть привлеченной китайской рабочей силы пришлась на Приморский край, Амурскую область и Забайкальский край. Китайские граждане были заняты в основном на работах в строительной отрасли (37%), сельском хозяйстве (18%), лесозаготовительной деятельности, а также в сфере общественного питания и услуг.

Последние несколько лет наблюдается тенденция сокращения квот на приглашение китайской рабочей силы во всех субъектах Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ.

 

V. Сотрудничество в сфере туризма

 

Мероприятия, проводимые по развитию сотрудничества в сфере туризма, связаны с организацией групповых безвизовых туристических поездок, повышением качества туристических услуг, обеспечением безопасности туристов, развитием туристической инфраструктуры, созданием новых туристических маршрутов.

Основная часть туристических поездок совершается в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г. Для обсуждения и решения вопросов, возникающих в рамках реализации Соглашения, в территориях созданы и действуют региональные межведомственные комиссии.

В целом для Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ характерно снижение количества российских граждан выезжающих в КНР с туристическими целями, в том числе в рамках шоп-туров. На фоне указанной тенденции резкий спад произошел в 2014 году, данный показатель упал почти в 2 раза, что обусловлено удорожанием туристических услуг в КНР и девальвацией российского рубля. В свою очередь количество граждан КНР, посещающих РФ продолжает постепенно возрастать, благодаря

Представители регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2014 году принимали участие в проведении различных мероприятий, направленных на развитие туризма, продвижение региональных турпродуктов как целостной системы представлений о территориях, перспективах развития культурных и туристических связей (презентации туристических потенциалов), в частности:

- презентации российско-китайского сотрудничества в сфере туризма, состоявшейся в период проведения Первого Российско-Китайского ЭКСПО в г. Харбине, организаторами которой выступили Ростуризм и Управление по туризму провинции Хэйлунцзян КНР;

- туристско-культурном Форуме по развитию речного круизного туризма на Дальнем Востоке, состоявшегося в июле 2014 года в г. Благовещенске с выездной сессией в г. Хэйхэ КНР;

- международных туристских выставках «World Travel Fair - 2014» (май 2014 г., г. Шанхай, КНР), China International Travel Mart 2014 (ноябрь 2014 г., г. Шанхай, КНР), BITE (г. Пекин);

- Туристическом Форуме Северо-Восточной Азии и Расширенной Туманганской Инициативы, (г. Хунчунь, КНР);

- IV российско-китайском форуме по приграничному туризму между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики;

Проводились рабочие встречи делегаций регионов Востока России по вопросам дальнейшего сотрудничества в области туризма, на которых подписывались протоколы о сотрудничестве. В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности китайских туристов на российской территории и российских туристов, выезжающих в Китай, проводились совещания и семинары с организациями, осуществляющими туроператорскую деятельность.

В Камчатском крае предпринимаются активные шаги по продвижению Камчатки на китайском туристском рынке. Рассматривается возможность реализации совместно с китайской стороной инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного кластера «ПАРАТУНКА», а также включение в туристический маршрут «Восточное кольцо России» проекта «Камчатка. Путешествие на другую планету».

Приморский край по объему международного турпотока с КНР занимает первое место среди субъектов РФ. Большая часть международных туров совершается между Приморским краем и приграничными провинциями КНР – Хэйлунцзян и Цзилинь.

В рамках участия Приморского края в деятельности Совета по туризму Расширенной Туманганской Инициативы разработаны следующие трансграничные маршруты: Большая экспедиция по югу Приморья; Туристический маршрут «В гости в пятнистой кошке»: пос. Зарубино – пос. Славянка – пос. Барабаш – пос. Славянка – г. Владивосток; Туристический маршрут «Историческая прогулка по югу Приморья»: г.Владивосток - г. Уссурийск - г. Владивосток.

В крае проводятся мероприятия направленные на повышение уровня обеспечения безопасности туристов, качества туристических услуг и уровня информированности туристов и туроператоров.

Правительство Хабаровского края с китайской стороной и заинтересованными российскими компаниями ведется проработка вопроса об организации трансграничных круизных туров, в том числе «Остров Большой Уссурийский – Шантары» и «Амур Батюшка». Соответствующие проекты презентуются на международных туристических выставках и иных мероприятиях.

В рамках обеспечения безопасности туристов министерством культуры края во взаимодействии со страховщиками и уполномоченными туроператорами края внедряется механизм обязательного страхования российских и китайских туристов, въезжающих в страну в безвизовом порядке.

В Амурской области в рамках реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в период с января по октябрь 2014 года количество российских туристов, выехавших в КНР, составило 28,2 тыс. человек (рост на 1% к аналогичному уровню 2013 года). Число китайских туристов, посещающих Амурскую область, увеличилось на 33% и составило 47,2 тыс. человек. С правительством провинции Хэйлунцзян организована работа по вопросам обеспечения безопасности туристов двух стран. С заинтересованными китайскими партнерами проводится активная работа по разработке и продвижению новых туристических маршрутов как на территории Амурской области, так и на территории сопредельной провинции Хэйлунцзян.

Администрация ЕАО совместно с Хабаровским краем и Амурской областью прорабатывает проект создания единого речного туристического маршрута, с посещением объектов туристического показа на российской и китайской стороне, в том числе на территории ЕАО (объект «Еврейское местечко»).

Правительство Республики Бурятия в рамках туристического маршрута «Восточное кольцо России» продвигают проект «Бурятия – солнечная сторона Байкала». В декабре 2014 г. Республика Бурятия приняла участие в Kитайско-Российско-Монгольском заседании по совместному развитию трансграничного туризма трех стран в г. Маньчжурия АРВМ КНР. Ежегодно в Китай с туристическими целями выезжают около 20 тыс. жителей республики и въезжают около 5 тыс. китайских туристов. Ведется работа по привлечению китайских партнеров в строительство инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань».

В целях развития регионального китайско-российского сотрудничества в сфере туризма в ноябре 2014 года подписан протокол намерений о сотрудничестве в сфере туризма между Министерством международных связей, внешнеэкономического сотрудничества и туризма Забайкальского края, РФ и Департаментом туризма Автономного района Внутренняя Монголия, КНР. В 2014 году в КНР по безвизовым формальностям выехало 137 700 российских туристов, что на 30 % ниже уровня 2013 года. Снижение обусловлено ростом стоимости туристических услуг на территории КНР, в том числе из-за девальвации рубля. Указанная тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет. В свою очередь Забайкальский край в 2014 году посетило 13 000 граждан КНР, что на 105% больше предыдущего года. Положительное влияние на развитие въездного туризма оказали эффективная реклама туристического продукта, новые одно-двухдневные маршруты для китайских туристов и реализация с 01 июля 2013 года порядка оформления заграничных паспортов для граждан КНР непосредственно в г. Маньчжурия

 

VI. Ключевые проекты регионального сотрудничества

 

Ситуация, сложившаяся с реализацией на российской территории субъектов РФ – членов Ассоциации ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики по состоянию на 1 января 2015 года, представлена в приложениях 1 и 2 к настоящей информации.

Всего в Списке ключевых проектов регионального сотрудничества Программы в субъектах Дальнего Востока и Забайкалья РФ в 2014 году числилось 40 инвестиционных проектов, из них на стадии реализации находилось 19 проектов (47,5%). Только в 11 проектах участие принимают китайские инвесторы (27,5%). На стадии поиска инвестора находится 16 проектов (40%), интереса с китайской стороны к ним не проявляется уже в течение нескольких лет, фактически они не получат дальнейшего развития. Из перечня предлагается исключить 5 проектов из-за отказа инвесторов. Таким образом, из 40 проектов китайские инвесторы не заинтересованы в реализации 29 (72,5%).

Наибольшее количество проектов с участием китайского капитала осуществляется в Забайкальском крае (4), ЕАО (3) и Магаданской области (2). Полностью отсутствует интерес китайских инвесторов к предлагаемым в рамках Программы проектам Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Китайские инвесторы предпочитают вкладывать средства в добычу и переработку природных ресурсов на территории РФ. В частности, из 11 проектов реализуемых с участием китайского капитала 9 относятся к добывающей отрасли: 4 – добыча и первичная переработка цветных и драгоценных металлов, 4 – лесопромышленный комплекс, 1 – первичная переработка и транспортировка нефти.

Кроме того, китайские партнеры проявляют интерес к проектам в области жилищного строительства, в данной сфере с участием китайского капитала реализуется 2 проекта. Данный факт объясняется наличием бюджетного финансирования строительства указанных объектов, за счет которого китайские застройщики возвращают значительную часть вложенных средств.

В регионах Дальнего Востока и Забайкалья РФ сложилась следующая ситуация с реализацией ключевых проектов Программы:

Правительство Республики Саха (Якутия) в список ключевых проектов сотрудничества включило два проекта в туристической области, которые в настоящее время реализуются за счет средств республиканского и федерального бюджетов, а также частных российских инвесторов. С китайской стороны интереса к проектам не проявлено.

В Камчатском крае в 2014 году проведена работа по актуализации списка ключевых проектов сотрудничества. В соответствии с обновленным списком, в перечень проектов от Камчатского края включены 4 инвестиционных проекта: Производство серебряной питьевой воды в бухте «Русская»; Строительство всесезонного международного горнолыжного курорта; Строительство каскада Жупановских ГЭС; Внешнее электроснабжение горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе месторождения «Асачинское». Информация по этим и другим перспективным проектам Камчатского края в области биоресурсного, агропромышленного, лесопромышленного, минерально-сырьевого комплексов направлена в Посольство России в КНР, Торговое Представительство России в КНР, Комитет по экономическому развитию и реформам провинции Хэйлунцзян, Региональное экономическое сотрудничество Шанхайской Организации Сотрудничества, китайские компании. На текущий момент ни один из указанных проектов не реализуется.

Из 10 ключевых проектов Хабаровского края четыре проекта предложены к исключению из Перечня ключевых проектов сотрудничества из-за отсутствия китайских инвесторов. Остальные проекты безуспешно находятся на стадии поиска инвестора уже в течение нескольких лет, перспективы по их реализации практически отсутствуют

Правительством Амурской области в список ключевых проектов программы включено 5 проектов. Четыре проекта находятся на стадии реализации и только в одном из них участвуют китайские инвестиции (строительство комплекса переработки и транспортировки нефти «Амурский НПЗ»). Один проект находится в стадии поиска инвестора, интереса со стороны китайских партнеров не проявлено.

В Магаданской области с участием китайских инвестиций реализуется два проекта в области освоения месторождений цветных металлов. К проектам в обрабатывающих отраслях промышленности китайские инвесторы традиционно не проявляют интереса, в связи с чем в 2014 году они были исключены из списка ключевых проектов Программы сотрудничества.

В актуализированный список ключевых проектов Программы по предложению Правительства Сахалинской области включен проект «Комплексное деревообрабатывающее производство». Оператор проекта ООО «БМ Сахалин» выполняет работы по корректировке ТЭО проекта. Интерес со стороны китайских инвесторов отсутствует.

В Еврейской автономной области из предусмотренных Перечнем четырех ключевых проектов три относятся к лесопромышленному комплексу и один – к горно-металлургическому. Два проекта лесопромышленного комплекса реализуется с участием китайских инвестиций. Создание горно-металлургического кластера осуществляет российский инвестор.

Все 4 проекта Чукотского автономного округа находятся на стадии поиска инвестора. Китайские компании к данным проектам интереса не проявляют.

В настоящее время в Республике Бурятия реализуется 1 проект с участием китайских инвестиций в сфере жилищного строительства.

Из 6 ключевых проектов Программы реализуемых в Забайкальском крае в 4-х проектах участвуют китайские инвестиции. Три из четырех проектов с китайским капиталом относятся к добыче природных ресурсов, один проект реализуется в сфере жилищного строительства.

Негативное влияние на сотрудничество с китайской стороной в рамках ключевых проектов Программы оказывает отсутствие механизма согласования списка проектов с китайской стороной и Министерством экономического развития РФ, которому переданы полномочия по курированию Программы после ликвидации Министерства регионального развития РФ. В частности, в 2014 году сложилась ситуация, когда ряд субъектов РФ – членов Ассоциации включали и исключали из Перечня проекты по своему усмотрению, что не позволяет эффективно привлекать китайских инвесторов к проектам Программы.

 

VII.Сотрудничество в гуманитарной сфере

 

В 2014 году на приграничных территориях проводились различные российско-китайские культурные мероприятия, сотрудничество в сфере высшего образования, языкового обучения, культурных и спортивных обменов, медицины и т.д. В КНР на гастроли выезжали театральные труппы, танцевальные и вокально-инструментальные ансамбли субъектов РФ – членов ассоциации.

В частности, представители территорий Дальнего Востока и Забайкалья участвовали в проведении:

- IV Международной неделе искусства и культуры провинции Хэйлунцзян в (июль 2014 г., г. Харбин, КНР);

- V Международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусств» в г. Благовещенске и г. Хэйхэ Китайской Народной Республики (июль 2014г.);

- II Международного пленера художников Дальнего Востока и Китайской Народной Республики (август 2014 г., г. Петропавловск-Камчатский);

- международного кинофестиваля «Меридианы Тихого – 2014» (г. Владивосток);

- Шестой международной конференции по медицине и фармакологии (июль 2014 г., г. Харбине);

- XI Форума ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири РФ и Северо-Восточных регионов КНР;

- VI международного образовательного студенческого форума бизнес школ стран ассоциации БРИКС;

Активно осуществляется межвузовский обмен. В настоящее время в вузах субъектов РФ-членов Ассоциации обучается более 1000 китайских студентов, и около 500 российских студентов в Китае. Основными партнерами с китайской стороны являются Цзилиньский институт русского языка (г. Чаньчунь), Цзямусский университет (г. Цзямусы), Харбинский государственный педагогический университет (г. Харбин), Университет провинции Хэйлунцзян (г. Харбин), Северо-восточный педагогический университет (г. Чаньчунь), Ляонинский университет (г. Шэньян), Харбинский политехнический университет (г. Харбин). В ряде вузов субъектов Дальнего Востока и Забайкалья РФ в рамках образовательного обмена функционируют Институты Конфуция.

В рамках школьного обмена проводятся международные летние лагеря как на территории РФ, так и в КНР. Организовано сотрудничество между музейными учреждениями субъектов РФ-членов Ассоциации и провинций Северо-востока КНР, на постоянной основе производятся обмены выставочными экспозициями и экспонатами, проводятся совместные исследования и т.д.

 

VIII. Сотрудничество в области охраны окружающей среды

 

В 2014 году продолжалась работа в области охраны окружающей среды. Проводились мероприятия по организации и проведению совместного мониторинга качества атмосферного воздуха и поверхностных вод, охране трансграничных вод, совершенствованию технического мониторинга окружающей среды, охране биологического разнообразия приграничных территорий, экологическому образованию населения. Ведется обмен технологиями в области экологически чистого производства.

В частности, в июле 2014 года с целью обмена научной информацией, опытом охраны заповедных территорий от лесных пожаров и браконьеров, а также развития экологического просвещения и познавательного туризма на территориях особо охраняемых природных территорий. Подписаны соглашения о сотрудничестве между заповедниками Бастак (ЕАО, РФ) и Хунхэ (провинция Хэйлунцзян, КНР), Большехехцирский (Хабаровский край) и Санцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР).

 

В Ы В О Д Ы

 

Анализ материалов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, отражающих ход реализации Программы российско-китайского приграничного сотрудничества, показывает, что в 2014 году реализация предусмотренных Программой совместных мероприятий, проводимых на российской территории, продолжалась по направлениям с разной степенью эффективности. Определенное негативное влияние на работу по реализации программы оказали антироссийские санкции введенные Западом из-за украинского кризиса и девальвация российского рубля.

На российско-китайской границе ведется обустройство международных многосторонних автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной транспортной инфраструктуры и другие работы. Между приграничными регионами России и КНР осуществляется регулярное автомобильное, авиационное и железнодорожное пассажирское сообщение.

Успешно развивается сотрудничество приграничных территорий в области международного туризма и в гуманитарной сфере. Организованы групповые безвизовые туристические поездки, повышается качество туристических услуг, развивается туристическая инфраструктура и организуются новые маршруты. Принимаются меры по повышению безопасности туристов. При этом наблюдается тенденция сокращение количество граждан России выезжающих в КНР и рост выездного туризма. Широко организовано проведение на российской и китайской территориях различных мероприятий: международных форумов; выставок произведений живописи, скульптуры и керамики; фестивалей хореографического искусства и детско-юношеского творчества; международных медицинских конгрессов; расширяется сотрудничество в области высшего профессионального образования, языкового обучения, культурных и спортивных обменов.

Слабым местом выполнения Программы российско-китайского приграничного сотрудничества по-прежнему остается реализация ключевых инвестиционных проектов на российской территории. В настоящее время в субъектах РФ – членах Ассоциации ведется работа по 40 проектам. При этом с участием китайского капитала реализуется только 11 проектов, 29 проектов (72,5%) не представляют интереса для китайских инвесторов и большинство из них фактически не будут реализованы. При этом следует отметить, что первоначальный список ключевых проектов предполагал реализацию 88 проектов на территории РФ.

Кроме того, практически все проекты, реализуемые с привлечением китайских инвестиций, относятся к добыче и первичной переработке природных ресурсов на территории РФ, что не в полной мере отвечает российским интересам по развитию производства на Дальнем Востоке России.

Основной проблемой неудовлетворительной реализации проектов Программы сотрудничества является отсутствие заинтересованности китайской стороны в участии в проектах территорий Востока России. Китайские бизнесмены неохотно рассматривают проекты, предусматривающие размещение инвестиций в обрабатывающие производства, предпочитая проекты сырьевой направленности. Кроме того, из-за отсутствия эффективного механизма согласования Перечня приоритетных проектов многие предлагаемые российскими субъектами проекты изначально не представляют интереса для китайской стороны и остаются только на бумаге.

Более того, наличие проекта в списке ключевых не дает каких-либо преференций инвесторам. Поэтому китайская сторона в рамках организации межрегионального инвестиционного сотрудничества с территориями Дальнего Востока и Забайкалья РФ не принимает данный Перечень во внимание, что превращает его в простую формальность.

Одновременно необходимо подчеркнуть, что многие российские проекты не реализуются из-за того, что ни государственные структуры, ни крупный российский бизнес не спешат вкладывать свой капитал в развитие обрабатывающих отраслей экономики, хотя опыт Китая показывает, что для эффективного привлечения иностранных инвестиций собственных вложений должно быть больше.

В настоящее время в результате сложившегося правового вакуума приграничные регионы не только не имеют каких-либо преференций для обеспечения своего статуса, а, наоборот, несут дополнительные издержки, например, для содержания приграничной инфраструктуры. Российское законодательство слабо мотивирует местные органы власти участвовать в международном инвестиционном сотрудничестве.

Восточные регионы России заинтересованы в привлечении китайских инвестиций, но соответствующие условия для этого на их территории пока не созданы, условия на китайской стороне в настоящее время более благоприятные.

В декабре 2014 года в ходе заседания Российско-китайского координационного совета по приграничному сотрудничеству (далее - РККС) стороны договорились в рамках РККС на постоянной основе рассматривать реализацию Программы, что позволит более эффективно координировать усилия по реализации программы, в том числе согласовывать Перечень инвестиционных проектов между сторонами.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу СФ РФ с предложением по:

1.1. законодательному урегулированию деятельности приграничных торговых комплексов на российско-китайской границе;

1.2. упрощению процедуры заключения соглашений по осуществлению международных и внешнеэкономических связей между субъектами РФ и субъектами иностранных государств.

2. Обратиться в Министерство экономического развития РФ и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока с целью получения разъяснения относительно имеющихся у ведомств полномочий по курированию реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы) и наличия механизма по актуализации списка ключевых проектов Программы и согласования его с китайской стороной.

3. Обратиться в Министерство экономического развития РФ и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока с предложениями:

3.1. создать структуру в форме государственной корпорации для решения организационных вопросов взаимодействия российских и китайских инвесторов и выработки механизмов и инструментов минимизации политических, инвестиционных и иных рисков инвесторов;

3.2. инициировать создание Российско-Китайской рабочей группы для разработки эффективных механизмов реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР, а также совместного кредитно-финансового института инвестирования (Банк, Фонд) для долгосрочного финансирования инвестиционных проектов Программы, в том числе с применением технологии проектного финансирования;

3.3. использовать возможности Российско-китайского координационного совета по приграничному сотрудничеству для согласования с китайской стороной действий по реализации программы и актуализации перечня ключевых проектов;

3.4. предусмотреть особые условия государственной поддержки субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию на их территории ключевых инвестиционных проектов Программы.

ФайлРазмер
Файл Полная версия отчета112.05 КБ
Официальный интернет-портал правовой информации