Михаил Дегтярев: Хабаровский край – точка роста на Востоке России

29 апреля 2021 года

Сегодня в Хабаровске начала свою работу Международная научно-практическая конференция. Ее программа включает три направления: 

- Российская экономика: постковидные вызовы; 

- Региональные стратегии социально-экономического развития; 

- Новая экономическая политика для Востока России: Хабаровский край. 

Конференция собрала представителей Российской академии наук, ведущих университетов, федеральных и региональных органов исполнительной власти. К дискуссиям приглашены видные ученые из Москвы, Новосибирска, Хабаровска, а также иностранные экономисты из Японии, Китая, Республики Корея. 

До начала большого разговора Михаил Дегтярев вручил дипломы лауреатов премии Губернатора Хабаровского края в области науки и инноваций для молодых ученых в 2021 году. 

За результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие технических наук премии получили доцент Комсомольского-на-Амуре государственного университета Иван Андрианов и кандидат технических наук, научный сотрудник Тихоокеанского государственного университета Дмитрий Голубев. За результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных наук премии удостоен ведущий научный сотрудник Института машиноведения и металлургии Хабаровского федерального исследовательского центра ДВО РАН, кандидат технических наук Александр Прокудин. 

Все награжденные получили и денежное вознаграждения в размере 150 тысяч рублей. 

Что касается самой конференции, то подобных научных форумов по тематике поставленных вопросов и уровню участников – в Хабаровском крае, да и на Дальнем Востоке не проводилось более 10 лет.

Михаил Дегтярев, который выступил с основным докладом, отметил, что вопросы развития Хабаровского края следует рассматривать через призму развития в целом Востока России.

«Система государственного управления региональным развитием в Российской Федерации последовательно трансформируется. Рубежным здесь следует назвать 2012 год, когда был принят первый пакет известных "майских" указов Президента Российской Федерации.

В 2018 году система сквозных приоритетов усилена посредством механизма национальных проектов. Их на сегодняшний день – 12.

Президентом принят еще один указ – несомненно, ключевой для Дальнего Востока – "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока". Принятие этого указа – подтверждение последовательности политики федерального центра по поддержке Дальнего Востока. Напомню, что государственное внимание к Дальнему Востоку получило новый импульс в 2013 году, когда развитие Дальнего Востока Президентом России объявлено национальным приоритетом на весь XXI век»,- подчеркнул Михаил Дегтярев. 

В своем докладе врио губернатора края подробно остановился на проекте Восточного полигона, который ориентирован на развитие трех мощных кластеров ресурсной направленности в Кузбассе, Восточной Сибири и Забайкалье, Южной Якутии. Расчетный грузопоток из этих кластеров в направлении морских портов Приморского и Хабаровского краев может составить к 2026 году, по расчетам ОАО "РЖД", от 185 до 268 млн. тонн

«В два этапа Восточного полигона запланировано вложить свыше 1,2 трлн. рублей. Однако принятые капиталоемкие решения по развитию БАМ не предусматривают мероприятий и обязательств по развитию притрассовых поселков. Протяженность БАМ на территории Хабаровского края превышает 1 200 км. К БАМ тяготеют 5 муниципальных районов края с численностью населения свыше 97 тысяч человек. Я предложил вице-премьеру Марату Хуснуллину подготовить программу комплексного социально-экономического развития притрассовых поселков, тяготеющих к зоне БАМ»,- подчеркнул врио губернатора Хабаровского края.

Кроме того, сам БАМ будет электрифицироваться. Только в пределах Хабаровского края дополнительные электрические мощности для тяговых подстанций превысят 500 МВт.

По этому направлению Михаил Дегтярев отметил: «Эта потребность, по нашему мнению, может быть "закрыта" строительством новой высокоэффективной Ниманской ГЭС в Верхнебуреинском районе (район станции Алонка). Установленной мощностью 600 мВт, с выработкой 1,8 млрд. кВт/ч в год. Водохранилище Ниманского гидроузла уникально тем, что не затрагивает жилищных, экономических, культурных, особо охраняемых природных объектов. Экономичная энергия Ниманской ГЭС может быть использована не только для питания тяговых подстанций электрифицируемых участков Восточного полигона, но и на энергообеспечение притрассовых поселков по специальному (индивидуальному) тарифу.»

Так же в основном докладе прозвучала мысль, что сырьевые проекты на Дальнем Востоке нуждаются в поддержке. В связи с удаленностью, более сложными горно-геологическими условиями освоения месторождений. Однако их целесообразно поддерживать рентными механизмами, предусмотрев дифференциацию по налогу на добычу полезных ископаемых, исключив льготы по налогам на прибыль, имущество.

«По моему мнению, необходимо конкретизировать политику роста на Дальнем Востоке. Ставку следует делать на крупные проекты с доминирующим участием российских компаний, которые должны вокруг себя формировать комплексные центры экономического роста.

На Дальнем Востоке сейчас выделяется около 60 центров экономического роста. Это слишком много для их эффективного планирования и координирования с федерального уровня. При отборе центров роста целесообразно отдавать приоритет масштабу экономической отдачи и формированию комплексирующих (связанных) производств», - отметил Михаил Дегтярев.

Мощным ресурсом для развития экономики края выступает совместное с КНР "освоение" острова Большой Уссурийский.

«Правительство края предлагает начать освоение острова по коммерчески привлекательным направлениям. Такими направлениями являются сравнительно быстрый запуск компактной совместной российско-китайской трансграничной зоны, делового сотрудничества на базе объектов беспошлинной торговли, видовых маршрутов, обработки экспортно-импортных грузов.

Учитывая, что пункт пропуска является необходимым элементом для освоения острова, мной предложено руководству страны вариант сравнительно быстрого запуска освоения острова с минимальными затратами на гидротехнические сооружения.

Перспективы развития острова связаны, прежде всего, с интеграцией в опорную сеть автомобильных дорог края с выходом на федеральные трассы. Созданная опорная дорожная сеть показывает значительный потенциал роста грузооборота. По предварительной оценке, грузооборот пункта пропуска на первом этапе составит 700 тыс. тонн, с последующим ростом (к 2029 году) до 1,3 млн. тонн в год.

Кроме этого мы предлагаем создание "сухого" порта с расположением на прикорневом берегу по пути следования опорной дорожной сети вдоль магистрали "Обход города Хабаровска"», - сфокусировал внимание участников конференции Михаил Дегтярев.

Все, высказанные врио губернатора Хабаровского края, идеи получили поддержку у других участников конференции.  Солидарность в своих докладах высказали и Владимир Квинт, руководитель Центра стратегических исследований Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, иностранный член РАН и Валерий Крюков, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, академик РАН.

Работа международной научно-практической конференции "Социально-экономическое развитие Востока России: новые вызовы и стратегические ориентиры" в Хабаровске продлится 2 дня.


Официальный интернет-портал правовой информации