Дальний Восток привлекает инвесторов налоговыми льготами и поддержкой государства

02 июня 2017

Дальний Восток привлекает российских и зарубежных инвесторов налоговыми льготами, мерами государственной поддержки производств и возможностью выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом инвесторы в качестве главной проблемы называют недостаточно развитую инфраструктуру и предлагают государству совместно работать над ее решением. Об этом говорили на Петербургском международном экономическом форуме участники сессии "Дальний Восток России - строительство новой экономики".

Ставка на частные инвестиции

За два последних года на Дальнем Востоке созданы территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток, запущены новые механизмы поддержки инвестиционных проектов, гражданам бесплатно предоставляется земля для ведения бизнеса и для личных целей и многое другое. Менее чем за два года инициировано более 600 новых частных инвестиционных проектов с объемом инвестиций 35 млрд долларов.

"Мы убеждены, что строители новой экономики - это те люди, которые пришли на Дальний Восток, которые инвестируют свои деньги, которые создают новые рабочие места для людей на Дальнем Востоке и развивают нашу экономику. И то, что они у нас есть, и то, что каждый из них может рассказать о том, что он делает сегодня на Дальнем Востоке, (...) это и есть доказательство того, что новая повестка государства российского на Дальнем Востоке работает", - отметил, выступая на сессии, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

По его словам, сделанная два года назад ставка на частные инвестиции себя оправдывает. "И те льготы, преференции, которые созданы, созданы как минимум правильно. Они могут совершенствоваться, они могут развиваться, это нормальная, естественная работа, но они уже сегодня работают. На мой взгляд, вот это самое главное", - подчеркнул министр.

Как отметил председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, новые экономические механизмы будут и далее развиваться. Так, Госдума до конца года может принять ряд законодательных инициатив, которые должны облегчить работу инвесторов на Дальнем Востоке, в том числе о компенсации затрат на строительство инфраструктуры за счет налогов и расширении границ свободного порта Владивосток.

ТОР - наиболее эффективный механизм

Участники дискуссии сошлись на том, что на сегодняшний день ТОР - самый эффективный механизм для новой экономики Дальнего Востока.

"Этот режим (ТОР) повышает эффективность частных инвестиций. Его отличает прозрачный и гарантированный государством особый режим преференций. Считаю, благодаря ему нам удалось сдвинуть вопрос с иностранными инвестициями", - сказал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Он добавил, что в силу серьезных налоговых льгот по прибыли, на имущество, на отчисления в социальные фонды в ТОР нивелируются удорожающие производство на Дальнем Востоке факторы. Так, по проекту строительства аэровокзала в ТОР "Хабаровск" заявленные инвестиции в 4,5 млрд рублей имеют срок окупаемости в обычном режиме почти 25 лет, а в ТОР окупятся за 14 лет. Налоговые льготы за 10 лет эксплуатации компенсируют около 28% начальных капитальных затрат.

С мнением об эффективности ТОР согласен и гендиректор ПАО "Соллерс" Вадим Щвецов. "Единственный способ эффективно работать на Дальнем Востоке - встраиваться в цепочки создания стоимости стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Но для инвесторов нужно делать так называемые "коробочные решения", т. е. они должны прийти, и вся инфраструктура, логистика, промышленный сервис и рынки сбыта должны быть в одной "коробке". Если это не работает, значит, мы не конкурируем с другими проектами, которые организуются в том же самом Вьетнаме, Китае и других странах", - считает он.

По его словам, "единственный режим, который может работать на Дальнем Востоке, это ТОР". "Потому что нет ограничений, и мы можем для инвесторов сделать то решение, которое будет комплексным и позволит работать", - подчеркнул Швецов.

Инфраструктурный вопрос

Участники дискуссии выделили целый ряд проблем, которые мешают полной и эффективной работе новых экономических механизмов. Одной из главных они назвали слабое развитие инфраструктуры.

"Если говорить про Дальний Восток, я думаю, все согласятся, что ключевая проблема и ограничение, по крайней мере, к горнодобывающим компаниям, это отсутствие инфраструктуры или ограничение по объему инфраструктуры", - считает гендиректор ПАО "Полюс" Павел Грачев.

По его словам, строительство инфраструктуры - очень капиталоемкое предприятие, и финансировать его только за счет государства трудно. "Неизбежно привлечение средств инвесторов, у которых есть деньги, но не всегда есть возможность включать эти расходы в экономику проекта, чтобы он оставался привлекательным. Поэтому последняя идея Минвостокразвития об авансировании расходов на инфраструктуру с последующей компенсацией за счет налоговых поступлений инвесторов нам кажется очень правильной и на практике очень действенной", - подчеркнул Грачев.

При этом, считает гендиректор "Полюса", должна применяться простая льгота: до тех пор, пока средства на строительство автодороги, линий электропередачи или железной дороги не компенсированы, инвестор не платит или платит в ограниченном размере федеральный или региональный налоги.