Информация о реализации мероприятий Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные изменения в экономике

16 августа 2021

Информация

о реализации мероприятий Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные изменения в экономике

(по материалам субъектов Дальневосточного федерального округа –членов Межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»)

 

Еврейская автономная область

Утвержден План мероприятий («дорожная карта») по снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области, которым предусмотрены мероприятия, направленные на:

- повышение уровня доходов граждан и повышение темпов роста доходов граждан (в том числе предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с учетом нового подхода при расчете нуждаемости семей и увеличения размера выплаты до 100 процентов величины прожиточного минимума на ребенка, в случае если размер среднедушевого дохода семьи с учетом данной выплаты, установленной в размере 50 процентов величины прожиточного минимума на детей, установленной правительством области, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную правительством области);

- снижение расходной части бюджета граждан, в том числе посредством развития системы социальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

- развитие системы социального контракта;

- организация мероприятий по социальной адаптации граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

В целях повышения уровня занятости населения на территории области реализуется государственная программа «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» на 2020 – 2025 годы, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 № 381-пп.

Постановлением губернатора Еврейской автономной области от 08.06.2020 № 166 утвержден План мероприятий по снижению структурной безработицы и повышению экономической активности населения Еврейской автономной области на 2020 – 2025 годы.

В целях снижения напряженности на рынке труда области, вызванной влиянием ограничений, связанных с противодействием пандемии новой коронавирусной инфекции, распоряжением правительства Еврейской автономной области от 29.01.2021 № 26-рп утвержден Комплекс мер, направленных на восстановление численности занятого населения на рынке труда Еврейской автономной области до допандемических значений.

Утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Еврейской автономной области в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Еврейской автономной области, реализованный в 2020 году. План содержал меры государственной поддержки: налоговые льготы, отсрочка арендных платежей, содействие сохранению рабочих мест, снижение ставок по государственным финансовым инструментам поддержки бизнеса (микрозаймы, поручительства).

Реализуются мероприятия государственной программы Еврейской автономной области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Еврейской автономной области» на 2018 – 2025 годы, которые направлены на создание условий для привлечения инвестиций в экономику области, развитие малого и среднего предпринимательства, реализацию инвестиционного потенциала малого бизнеса области, развитие туризма как привлекательной для инвестиций сферы услуг.

Между органами службы занятости населения осуществляется обмен сведениям о вакансиях, в том числе вакансиях с предоставлением жилья.

Забайкальский край

С начала 2021 года для восстановления численности занятого населения до значений 2019 года на территории Забайкальского края между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Забайкальского края подписано Соглашение о реализации мер, направленных на восстановление численности занятого населения до допандемических значений.

Принято распоряжение Правительства Забайкальского края от 4 февраля 2021г. № 17-р «Об утверждении Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения Забайкальского края на 2021 год», в рамках которого утвержден план мероприятий, включающий основные блоки:

  1. Организация содействия трудоустройства в рамках государственной программы Забайкальского края «Содействие занятости населения».
  2. Развитие предпринимательской инициативы.
  3. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда через организацию профессионального обучения.
  4. Иные меры содействия занятости населения.
  5. Мероприятия, требующие финансирования за счет средств федерального бюджета.

Забайкальский край в рамках имеющихся ресурсов планирует охватить мероприятиями по восстановлению занятости 42797 чел:

- 17 250 чел. будут трудоустроены в рамках государственной программы «Содействие занятости населения» (1200 чел. – после ярмарок вакансий, 600 чел. на рабочие места, на которые ранее привлекались иностранные работники, 250 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 2700 выпускников, 12 500 граждан, вышедших из теневого сектора);

- 6426 чел. за счет региональной части комплекса мер (45 граждан - открытие собственного дела, 2 000 чел. - развитие самозанятости, 27 чел. трудоустроится на созданные новые рабочие места в сельском хозяйстве, 500 чел. будут трудоустроены после профобучения, 20 чел., привлечены из других регионов, 2973 чел. в рамках инвестиционных проектов и др.).

Республика Бурятия

В рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, ключевыми инициативами по запуску нового инвестиционного цикла и улучшению делового климата являются:

1.        Комплексный механизм поддержки крупных инвестиционных проектов;

2.        Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов;

3.        Улучшение делового климата;

4.        «Новый ритм строительства»;

5.        Цифровизация строительной отрасли;

6.        Ускорение развития городских агломераций и городов;

7.        Крупнейшие инвестиционные проекты развития инфраструктуры.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» в Республике Бурятия разработан ряд проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок заключения соглашений защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), мониторинг инвестиционных проектов, а также порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания обеспечивающей и сопутствующей инфраструктур в рамках СЗПК.

В текущем году начато переформатирование деятельности региональных институтов развития. Стратегической задачей Фонда регионального развития РБ и Управляющей компании «ТОР «Бурятия» стало привлечение для инвестиционных проектов максимального числа мер поддержки федеральных институтов развития, в том числе группы компаний ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, корпораций МСП и развития Дальнего Востока и других.

Кроме того, в целях упрощения процедур сопровождения проектов и эффективного использования предлагаемых мер государственной поддержки инвестиционного развития, внедряется объединенный механизм проектного подхода и сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Проводится системная работа по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Улучшение институциональных условий позволило Бурятии в 2020 году подняться на 17 позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и занять 32 место. В 2021 году Республика Бурятия занимает 14 групповое место в рейтинге.

Кроме того, продолжена работа по внедрению Целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р. Полностью внедрены 5 из 11 Целевых моделей, реализация остальных 6 Целевых моделей продолжается. Степень их внедрения по итогам 2020 года составила 94,8 %.

Приморский край

Приморский край отметил необходимость введения статистической информации о тенденциях развития малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований (численность занятых в сфере МСП, оборот МСП), и целесообразность размещения информации о субъектах малого и среднего предпринимательства в муниципальном разрезе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, установив право субъектам Российской Федерации снижать налоговую ставку в отношении патентной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков (по аналогии с абзацем 2 пункта 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации).

Хабаровский край

В Хабаровском крае реализуется План первоочередных действий, направленных на восстановление докризисной динамики, поддержку доходов и занятости населения Хабаровского края в 2021 году.

Доходы населения края на 70 процентов состоят из заработной платы. Исходя из этого, в части восстановления доходов мероприятия Плана ориентированы, в первую очередь, на обеспечение роста реальной заработной платы в отраслях экономики (целевой показатель по краю на 2021 год – не ниже 102,8 % к уровню 2020 года).

К основным мероприятиям Плана также относятся:

- достижение целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации;

- мониторинг задолженности по заработной плате в организациях края;

- реализация региональной программы по снижению бедности;

- индексация социальных выплат, предоставляемых из краевого бюджета.

По итогам I квартала 2021 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций края составила 54,8 тыс. рублей (109,3 % к I кварталу 2020 г.). Рост реальной заработной платы составил 104,3 %.

Отмечается наличие условий, затрудняющих реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362 "О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан" (далее – Постановление № 362).

Во исполнение Постановления № 362 в крае с 22 марта 2021 г. организован прием (в электронном виде) заявлений от работодателей на получение государственной поддержки в форме субсидий на частичную компенсацию затрат по выплате заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан.

По состоянию на 28 мая 2021 г. в Хабаровском крае принято 765 заявлений от 254 работодателей края на получение субсидий под заявленную кадровую потребность в количестве 1622 рабочих места. Трудоустроено на заявленные вакантные рабочие места 93 безработных гражданина. Реализация Постановления № 362 затруднена в связи с наличием критерия, ограничивающего направление на трудоустройство всех зарегистрированных безработных граждан. Субсидии могут быть предоставлены работодателям только на возмещение затрат по трудоустройству граждан, которые состояли на учете в качестве безработных на 1 января 2021 г.

В настоящее время численность безработных, соответствующих критерию Постановления № 362, составляет в крае порядка 2,5 тыс. человек. Большинство из них не отвечает заявленным требованиям работодателей по профессионально-квалификационному признаку. Таким образом, действующее ограничение не позволяет в полной мере реализовать механизм трудоустройства безработных граждан, а работодателям рассчитывать на получение субсидии ввиду отсутствия необходимого количества подходящих трудовых ресурсов.

Комитетом по труду и занятости населения Правительства края для оценки проблем, ограничивающих реализацию мероприятий по стимулированию найма безработных граждан, проведен опрос работодателей. По итогам опроса 321 работодатель (из 380) указал наличие данного критерия в качестве основной причины, препятствующей эффективному трудоустройству в рамках Постановления № 362. Итоги опроса направлены в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Действующий механизм реализации Постановления № 362 в части перечисления субсидии на расчетные счета работодателей, открытые в российских кредитных организациях, не позволяет принять участие в получении государственной поддержки за прием на работу безработных граждан государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждениям.

Отмечается формальное исполнение работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов. Работодателями края заявлены 1707 вакансий для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, значительная часть которых не подходит для трудоустройства инвалидов: вакансии с тяжелым физическим трудом, требующие специального образования и опыта работы (не менее трех лет), неподходящими условиями работы (вахтовый метод и др.).

Комитетом по труду и занятости населения Правительства края неоднократно разрабатывались законопроекты, предусматривающие внедрение на региональном уровне альтернативных форм исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

По заключениям прокуратуры Хабаровского края, изменение способов реализации обязанностей по квотированию рабочих мест для инвалидов возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен законопроект по внесению изменений в федеральный закон, предусматривающий трудоустройство инвалидов на созданные (выделенные) рабочие места либо реализацию мероприятий по альтернативным видам исполнения квоты. В настоящее время законопроект находится на стадии подготовки заключения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, проводится независимая антикоррупционная экспертиза

Предлагается внести изменения в статью 22.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) в соответствии с которой работодателям, участвующим в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов (далее – программа трудовой мобильности), предоставляется субсидия на оказание мер поддержки работнику, привлеченному из другого субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия предоставляется индивидуальным предпринимателям либо юридическим лицам за исключением государственных (муниципальных) учреждений. Таким образом, действующий механизм реализации программы трудовой мобильности не позволяет участвовать в ней государственным (муниципальным) учреждениям. При этом в Хабаровском крае сохраняется дефицит работников бюджетной сферы (по состоянию на 1 мая 2021 г. потребность в работниках государственных медицинских учреждений края составляет 1125 человек, образовательных учреждений – 1327 человек, учреждений культуры и спорта – 180 человек). Согласно статье 22.2 Закона о занятости привлечение трудовых ресурсов по программе трудовой мобильности осуществляется только из других субъектов Российской Федерации.

Субъект предлагает законодательно закрепить возможности использования для организации обучения безработных граждан механизма образовательных сертификатов. В настоящее время для реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан центрам занятости населения необходимо заключать государственные контракты в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На проведение закупочных процедур затрачивается от 1 до 3 месяцев. А в случаях заключения по результатам проведенных торгов контракта с недобросовестным поставщиком увеличиваются временные потери на расторжение контракта и заключение нового контракта с другим поставщиком.

Внедрение образовательного сертификата сократит по времени процедуру заключения договоров на образовательные услуги безработных граждан, обеспечит более гибкое формирование образовательных программ под индивидуальные запросы работодателей и направление на обучение безработных в течение всего финансового года

До министерства инвестиционного развития и предпринимательства края доведено дополнительное соглашение к соглашению о реализации регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». Дополнительным соглашением установлен результат «Начинающим предпринимателям предоставлены поручительства и независимые гарантии региональными гарантийными организациями на обеспечение доступа к кредитным и иным финансовым ресурсам для старта бизнеса (ежегодно) с целевым значением "объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям (кредиты, лизинг, займы), обеспеченной поручительствами региональных гарантийных организаций» в размере: 99,5 млн. рублей в 2021 году, 111,0 млн. рублей в 2022 году, 125,1 млн. рублей в 2023 году, 134,0 млн. рублей – в 2024 году.

В настоящее время коммерческие банки, в большинстве случаев, отказывают в кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства, срок регистрации которых составляет менее 12 месяцев. Соответственно, целевое значение результата по региональному проекту может быть достигнуто только за счет предоставления начинающим предпринимателям микрозаймов региональной микрофинансовой организации микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края».

Чукотский автономный округ

В Чукотском автономном округе по предварительным данным денежные доходы в среднем на душу населения за 2020 год в номинальном выражении увеличились на 7,3%, а в реальном выражении увеличились на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составили 89 436 рублей. В 1 квартале 2021 года по предварительным данным денежные доходы в среднем на душу населения составили 86 879 рублей, в номинальном выражении увеличились на 9,9%, а в реальном выражении увеличились на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

В 2020 году ситуация на рынке труда Чукотского автономного округа была стабильной и контролируемой. В результате принятых мер обеспечена стабильная ситуация на рынке труда региона, из-за введенных ограничений организации не ликвидировались, нет уволенных и нарушений сроков выплаты заработной платы.

На 1 января 2021 года уровень регистрируемой безработицы в округе – 2,1%, что на 0,1% выше чем на начало 2020 года (2,0%). Число зарегистрированных безработных на конец 2020 года – 639 человек, на 16 человек больше, чем на конец 2019 года (623 чел.). Увеличение уровня безработицы связано с увеличением размеров социальных выплат безработным, упрощением процедуры регистрации безработных граждан. Заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках на 1 января 2021 года составила 1351 единиц, что на 285 единиц выше потребности на начало года (1066 ед.).

На 1 июня 2021 года уровень регистрируемой безработицы в округе – 2,2%, что на 0,1% выше, чем на начало года (2,1%). Число зарегистрированных безработных – 672 чел. Заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках составляет 1360 единиц.

Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 22 января 2021 года № 22-рп утвержден Комплекс мер по восстановлению численности занятого населения в Чукотском автономном округе на 2021 год, в который вошли, в том числе мероприятия содействия трудоустройству выпускников и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, профессионального обучения, стимулирования работодателей путем возмещения работодателям расходов на частичную оплату труда при организации общественных работ и временной занятости, предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела. Общий объем финансирования за счет средств бюджета Чукотского автономного округа составляет в 2021 году 39 105,1 тыс. рублей. Плановый охват участников мероприятий: не менее 1500 чел., в том числе: безработных граждан – 100 чел., инвалидов – 5 чел., выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования – 100 чел., несовершеннолетних граждан в возрасте 14 – 17 лет – 700 чел. Конечный плановый результат реализации комплекса мер: трудоустроились, либо иным образом восстановили занятость к IV квартал 2021 года не менее 233 человек. За январь – май 2021 года мероприятиями регионального комплекса мер охвачено 942 человека, обеспечены занятостью 165 чел.

Правительством округа в 2020 году были приняты системные механизмы, реализация которых позволила устоять бизнесу в условиях ухудшения экономической ситуации – по итогам года в округе обеспечен пятипроцентный рост числа субъектов малого и среднего бизнеса (с 1 390 ед. на 1 января 2020 года до 1 459 ед. на 1 января 2021 года):

- установлены налоговые послабления: для всех налогоплательщиков были снижены налоговые ставки по УСН (1% вместо 6% при системе «Доходы», 5% вместо 15% при системе «Доходы минус расходы»), в два раза в  сравнении с 2019 годом уменьшен размер годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности при применении патентной системы налогообложения. Органами местного самоуправления обеспечено снижение налоговой нагрузки по ЕНВД в наиболее пострадавших сферах;

- увеличены размеры предоставляемой «прямой» финансовой поддержки по действующим мероприятиям – на 30 процентов по субсидиям на уплату процентов по кредитам на «северный завоз» и для инвестиционных целей, на 40 процентов – по грантам на старт в сфере производства;

- введены новые меры «прямой» финансовой поддержки бизнеса (на ежегодной основе поддержка социального предпринимательства – возмещение затрат на материально-технические ресурсы и в 2020 году поддержка «городского» бизнеса – возмещение затрат по коммунальным услугам);

- государственной региональной микрофинансовой организацией (АНО «МКК Чукотки») введен специальный кредитный продукт «Антикризис» по предоставлению микрозаймов до 5 млн. рублей на любые цели по ставке 1 % годовых с отсрочкой платежей до 6 месяцев для наиболее пострадавших субъектов МСП;

- за счет федерального и окружного бюджетов проведена докапитализация фонда микрокредитной компании в целях предоставления микрозаймов субъектов МСП на льготных условиях и др.

В 2020 году расширена инфраструктура поддержки бизнеса – помимо действующих региональной гарантийной организации, центра поддержки предпринимательства и промышленного парка, с прошлого года на базе центра «Мой бизнес» начали работу региональная микрофинансовая организация, центр поддержки экспорта, центр народных-художественных промыслов, а также центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации. 

В связи с продлением ограничительных мер из-за новой коронавирусной инфекции, Правительством округа приняты решения о продлении в 2021 году:

- действия налоговых послаблений, введенных в прошлом году. Для всех налогоплательщиков в текущем году действуют минимально возможные согласно Налоговому кодексу ставки по упрощенной системе налогообложения, сохранен сниженный в 2 раза в сравнении с действовавшим в 2019 году размер годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности при применении патентной системы налогообложения;

- реализации мероприятия поддержки «городского» бизнеса – возмещение затрат по коммунальным услугам за период с 1 января по 31 октября, но с корректировкой перечня поддерживаемых отраслей и размера предоставляемой поддержки;

- предоставления региональной микрофинансовой организацией льготных микрозаймов по продукту «Антикризис» для МСП, осуществляющих деятельность в сферах общественного питания, туризма, физической культуры и спорта  гостиничных услуг, здравоохранения, культуры, образования, индустрии развлечений.

В целях оказания дополнительной поддержки наиболее пострадавшей от распространения новой коронавирусной инфекции отрасли принято решение по предоставлению в 2021 году субсидии на возмещение части затрат (80%) арендаторам коммерческой недвижимости в сфере общественного питания за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Кроме того в целях создания максимально комфортных условий перехода налогоплательщиков с единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения для компаний розничной торговли, общественного питания с площадью торгового зала от 50 до 150 кв. м, а также компаний, оказывающих услуги стоянки транспортных средств, размеры годового дохода на текущий год закреплены без увеличения налоговой нагрузки в сравнении с 2020 годом, а также в соответствии с предоставленным федеральным законодательством правом до 31 декабря 2023 года в регионе продлено действие двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих  упрощенную и патентную системы налогообложения и работающих в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере предоставления бытовых услуг населению.

Для обеспечения существующей потребности малого и среднего бизнеса в доступных кредитных ресурсах в июне текущего года осуществлена докапитализация государственной региональной микрофинансовой организации на 50 млн. рублей за счет средств окружного бюджета.

По состоянию на 1 мая 2021 года общее число субъектов малого и среднего бизнеса в округе составляет 1 498 ед., что на 2,7% превышает их число на начало года.

С 1 июля 2020 года Чукотка присоединилась к эксперименту по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». На 14 июня 2021 число самозанятых, с местом ведения деятельности на Чукотке, составляет 231 человек. Количество предоставленных ими услуг превысило 13 тыс., а полученный доход составляет более 40 млн. рублей. 

Отмечается ряд проблемных тем, которые требуют решения.

1. В арктических регионах одной из основных проблем, негативно влияющих на инвестиционный и предпринимательский климат, является повышенная нагрузка на бизнес, связанная с предоставлением «северных» надбавок и других льгот работникам, таких как:

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

оплата один раз в 2 года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно;

36-часовая рабочая неделя у женщин.

Дополнительные расходы по предоставлению льгот возникают в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

С целью обеспечения одинаковых конкурентных условий для развития бизнес-среды во всех регионах России, а также роста активности предпринимательства необходима разработка компенсационных мер за счет средств федерального бюджета с целью снижения нагрузки на субъекты предпринимательства, связанной с обеспечением льготами за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. В текущем году в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» предусмотрено предоставление грантов для социальных предприятий.

Максимальный размер предоставляемого федерального гранта для реализации проекта социальным предпринимательством составляет 500 тыс. рублей, а для субъектов Арктической зоны - 1 млн. рублей (сумма гранта для Арктической зоны была увеличена в 2 раза по предложениям Чукотского автономного округа).

Но установлено высокое софинансирование – половина от стоимости проекта должна софинансироваться самим бизнесом (иными словами – предоставляют миллион и столько же требуется вложить собственных средств).

Предлагается снизить уровень долевого софинансирования проекта для социальных предприятий до 15%, как это было ранее предусмотрено нормативными документами Минэкономразвития, регулирующими предоставление грантов.

3. В Чукотском автономном округе принята нормативная правовая база, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, включающая нормы, обеспечивающие защиту прав инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности и гарантии неухудшения положения инвесторов (Законы Чукотского автономного округа от 18 мая 2015 года № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» и от 5 мая 2015 года № 28-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Чукотского автономного округа»).

В 2020 году объем инвестиций в основной капитал по Чукотскому автономному округу составил 31,6 млрд. рублей (в 2019 году – 27,2 млрд. рублей), индекс физического объема - 109,1% (в 2019 году – 149,1%.). По итогам 1 квартала 2021 года объем инвестиций составляет 7,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 2,3 раза превышает уровень 1 квартала 2020 года.

Регион ежегодно показывает улучшение позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг): 2017 год – 84 место, 2018 год – 82 место, 2019 год – 78 место, 2020 год – 67 место.

По итогам 2021 года Чукотский автономный округ в Национальном рейтинге занимает 16 позицию из 29 возможных. В сравнении с прошлым годом динамика итогового интегрального индекса региона составила плюс 13 баллов. По данному показателю регион находится в числе лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа, а также в числе 40-ка регионов России, по которым отмечен положительный прирост.

Создана и развивается инфраструктура поддержки инвесторов. Сопровождение инвестиционных проектов на территории округа организовано по принципу «одного окна», которое на бесплатной для инвесторов основе обеспечивается Некоммерческой организацией «Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного округа» (далее – Фонд).

Лица, реализующие или планирующие инвестиционные проекты, имеют возможность получить безвозмездные услуги Фонда по поиску инвестора, структурированию инвестиционного проекта, координации по поиску наиболее дешёвых кредитных ресурсов, порядку расчетов бизнес-плана и оформлению сопутствующей документации и др.

Кроме того, в округе реализуется комплекс мер поддержки инвестиционной деятельности, обеспечивается поддержка малого и среднего предпринимательства, действуют налоговые преференции для резидентов территорий с особыми режимами предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день Чукотский автономный округ является уникальным субъектом. С вступлением в силу в конце августа прошлого года пакета федеральных законов по поддержке предпринимательской деятельности в Арктике в регионе одновременно действуют три преференциальных режима:

- территория социально-экономического развития «Чукотка» (далее - ТОР «Чукотка») создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 года № 876. Площадь ТОР «Чукотка» составляет 263 тыс. кв. км, она включает всю территорию городского округа Анадырь, значительную часть Анадырского (55%) и Билибинского (59%) муниципальных районов;

- свободный порт Владивосток на территории городского округа Певек (далее – СПВ) создан в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток». Площадь СПВ составляет 67,1 тыс. кв. км;

- Арктическая зона Российской Федерации (далее – Арктическая зона) создана в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Режим Арктической зоны включает всю территорию Чукотского автономного округа.

По состоянию на 25 мая 2021 года на Чукотке 69 компаний являются резидентами особых преференциальных режимов, объем заявленных ими инвестиций достиг 619,5 млрд. рублей (вложено более 10 млрд. рублей). Количество планируемых к созданию рабочих мест составляет 6,8 тыс., из них создано 1,8 тыс., в том числе:

- 55 резидентов ТОР «Чукотка с общим объемом заявленных инвестиций 606,5 млрд. рублей и планируемым созданием 5,9 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 9,4 млрд. рублей инвестиций, создано 1,4 тыс. рабочих мест).

- 10 резидентов СПВ с общим объемом заявленных инвестиций 10,2 млрд. рублей и планируемым созданием 0,6 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 0,5 млрд. рублей, создано 0,4 тыс. рабочих мест).

- 4 резидента Арктической зоны с общим объемом заявленных инвестиций 2,7 млрд. рублей и планируемым созданием 0,3 тыс. новых рабочих мест (резидентами освоено 0,1 млрд. рублей, создано 0,008 тыс. рабочих мест).

Среди действующих резидентов присутствует как малый, так и «крупный» бизнес.

В Чукотском автономном округе, включая и муниципальный уровень, для резидентов ТОР «Чукотка», СПВ и Арктической зоны установлены единые унифицированные налоговые льготы:

1) на региональном уровне:

- ставка налога на прибыль (региональная часть) в первые 5 лет после получения первой прибыли установлена на уровне 0%, в следующие 5 лет -10%;

- ставка налога на имущество в первые 5 лет после постановки имущества организации на баланс установлена на уровне 0%, в следующие 5 лет -  1,1%;

- ставка налога по УСН при режиме «доходы» в первые 3 года установлена на уровне 1 %, в следующие 3 года – 4% на УСН применяя режим «доходы»; при режиме «доходы минус расходы» - 5% в первые 3 года и 10% в последующие 3 года;

2) на муниципальном уровне ставка по земельному налогу в первые 5 лет составляет 0%, в последующие 5 лет - половину от стандартной ставки.

Правительство округа на постоянной основе проводит активную работу по привлечению иностранных инвестиций, результатами которой является работа на территории округа крупнейших участников мирового рынка золота - «Kinross Gold Corporation», «Highland Gold Mining LTD». Также реализуются проекты с участием австралийского инвестора «Tigers Realm Coal» («Освоение Беринговского каменноугольного месторождения») и крупнейшей компании по производству меди в Казахстане «KAZ Minerals PLS» («Освоение месторождения «Песчанка» Баимской рудной зоны»).

В целях совершенствования оказания государственной поддержки резидентам всех преференциальных режимов (ТОР, СПВ, Арктическая зона) предлагается закрепить единый перечень видов деятельности для оказания льготной кредитной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2186 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации, и о внесении изменений в пункт 7 Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» и Постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1818 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на реализацию инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по льготной ставке, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. № 810».

В целях совершенствования законодательства о налогах и сборах, а также обеспечения равных показателей экономической эффективности инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами на территории региона, предлагается устранить существующие диспропорции в части предоставления льгот по страховым взносам в рамках преференциальных режимов:

1) в соответствии с федеральным законодательством для резидентов ТОР и СПВ в течение 10 лет с момента получения статуса резидента действует пониженная ставка по страховым взносам в размере 7,6% (при стандартной ставке – 30%), тогда как для резидентов Арктической зоны предоставляется возмещение 75% уплаченных страховых взносов без ограничения по времени;

2) с учетом введения в прошлом году налоговых преференций для субъектов малого и среднего бизнеса (двукратное снижение страховых взносов в части выплат, превышающих МРОТ) конечная ставка для резидентов Арктической зоны с учетом предоставляемого возмещения страховых взносов составляет 3,75%, в то время как для тех же инвесторов, но являющихся резидентами ТОР и СПВ, конечная ставка осталась неизменной и составляет в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса РФ 7,6%.

Основу стратегического развития Чукотского автономного округа составляют проекты освоения месторождений полезных ископаемых и развития инфраструктуры.

В связи с этим использование лесов в регионе осуществляется преимущественно в целях геологоразведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесовосстановление в таких случаях должно проводиться искусственным или комбинированным способом.

В частности, в 2020 году ООО «ГДК Баимская» (якорный резидент ТОР «Чукотка»), реализующее масштабный инвестиционный проект по освоению месторождения меди «Песчанка» с ресурсным потенциалом 27 млн. тонн меди, 2 тыс. тонн золота, должно было провести работы по лесовосстановлению на площади 20 133 га (затраты порядка 2,3 млрд. руб.).

В то же время согласно Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014, лесной фонд Чукотки, расположенный в условиях вечной мерзлоты, возможен к восстановлению только естественным способом. В настоящее время нормативно-технические акты по лесовосстановлению не содержат информации по методам и технологиям лесовосстановления в Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги.

Действующее законодательство затрудняет реализацию на территории региона инвестиционных проектов в связи с невозможностью обеспечить лесовосстановление установленными способами. В законодательстве отсутствует альтернатива в виде денежной компенсации связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий и вырубку лесных насаждений при данных видах работ.

Учитывая вышеизложенное, предлагается внести изменения в статью 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и вышеуказанный приказ Минприроды России, предусмотрев замену работ по воспроизводству лесов и лесоразведению в арктических регионах на денежную компенсацию причиненного вреда, зачисляемую в бюджет Российской Федерации.

Предлагаемое решение позволит обеспечить оптимальный баланс при реализации комплекса мер по стимулированию экономического развития региона и соблюдению требований экологической безопасности.

Официальный интернет-портал правовой информации