Еврейская автономная область
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 24.05.2021 № 156-пп «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта» определены размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также основания продления срока назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта и случаи прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть предоставлена в целях поиска работы, прохождения профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, осуществления иной индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйства или осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Проблема – узкий перечень мероприятий в целях предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Предлагается расширить перечень мероприятий по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта, дополнив его направлениями трудовой деятельности:
- ремонт жилых помещений;
- строительство жилых помещений.
Забайкальский край
Одним из перспективных направлений работы с семьей в Забайкальском крае является социальный контракт, в рамках которого помощь оказывается семьям, испытывающим объективные экономические трудности.
В 2020 году в Забайкальском крае заключено 450 социальных контрактов на общую сумму 11,91 млн. руб. Социальными контрактами охвачено 2 083 чел.
Забайкальский край включен в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2021–2023 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Источником финансового обеспечения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является субсидия из федерального бюджета на условиях софинансирования: в 2021 году 94 процента – средства субсидии и 6 процентов – средства бюджета Забайкальского края; в 2022–2023 годах – 91 и 9 процентов, в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 25 декабря 2020 года № 149-09-2020-413/1 к Соглашению между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Забайкальского края о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19 апреля 2020 года №149-09-2020-413.
На предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта названным дополнительным соглашением предусмотрено:
- в 2021 году: за счет средств федерального бюджета – 303000,8 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета – 19340,5 тыс. руб.;
- в 2022 году: за счет средств федерального бюджета – 303000,8 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета – 29967,1 тыс. руб.;
- в 2023 году: за счет средств федерального бюджета – 303000,8 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета – 29967,1 тыс. руб.
Приняты необходимые нормативные правовые акты:
- Закон Забайкальского края от 24 февраля 2021 года № 1920-ЗЗК «О государственной социальной помощи, социальной помощи для отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»;
- Постановление Правительства Забайкальского края от 12 апреля 2021 года № 110 «Об определении размера, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой в 2021-2023 годах, формы социального контракта».
Прогнозная численность получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2021 году составляет 2759 чел. По состоянию на 2 июня 2021 года заключено 319 социальных контрактов (11,6% от плана).
Приморский край
По состоянию на 04.06.2021 заключено 560 социальных контрактов (43% от плана) по направлениям:
- поиск работы (295 социальных контрактов);
- осуществление иных мероприятий, связанных с оказанием помощи в преодолении трудной жизненной ситуации (228 социальных контрактов);
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (34 социальных контракта);
- ведение личного подсобного хозяйства (3 социальных контракта).
Формируется риск недостижения показателя по направлению «Ведение личного подсобного хозяйства» (план – 80 социальных контрактов). Снижение интереса к данному направлению связано с изменением условий получения выплаты (необходимость встать на учет в налоговый орган как плательщик налога на профессиональный доход, а также наличие земельного участка с назначением для ведения личного подсобного хозяйства).
Социальный контракт можно рассматривать как инструмент борьбы с бедностью, наибольшая эффективность наблюдается при заключении социального контракта по направлениям «Поиск работы», «Осуществление предпринимательской деятельности» Данные направления способствуют стабилизации реальных доходов, трудовой занятости и активности граждан.По состоянию на 01.01.2021 завершено действие 344 социальных контрактов, из них 92 получателя социальной помощи (26,7%) вышли из бедности.
Республика Бурятия
Мероприятия направлены на развитие предпринимательства - стартапы, развитие самозанятости, оказание помощи (консультации, профобучение, финансовая помощь при оформлении документов). В рамках реализации мероприятий для Республики Бурятия на 2021 и плановый период 2022-2023г.г. по социальному контракту предусмотрено софинансирование из федерального бюджета в объеме 250 744,9 тыс. рублей, в бюджете республики запланировано 16 004,9 тыс. рублей ежегодно.
В качестве мер для снижения теневого сектора предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство по следующим направлениям:
1. Предоставление «каникул» в части уплаты страховых взносов на первый год работы сотрудника.
2. Установление пониженных тарифов по страховым взносам для впервые зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (на 3-5-летний период).
3. Ужесточение санкций к организациям, которыми допускаются нарушения налогового и трудового законодательства.
4. Внедрение методики оценки уровня неформальной занятости по отраслям экономики (исходя из показателей развития отрасли, нормативов численности и пр.).
5. Индексация заработной платы работникам бюджетной сферы на уровень темпа роста прожиточного минимума по субъекту за исключением:
- работников, на которых распространяется действие положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в части проведения мероприятий по доведению оплаты труда до соответствующего уровня;
- низкооплачиваемых категорий работников, получающих минимальный размер оплаты труда, увеличенный на компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях.
Хабаровский край
В соответствии с Правилами предоставленияи распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296, государственная социальная помощь предоставляется на мероприятия по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства и по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Предоставление государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства осуществляется при наличии в семье земельного участка, предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства.При наличии участка предназначенного для ведения огородничества, животноводства, садоводства или индивидуального жилищного строительства государственная помощь на ведение личного подсобного хозяйства не предоставляется
Рекомендуется Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос о расширении предназначении земель для ведения личного подсобного хозяйства в рамках оказания государственной социальной помощи, на основании социального контракта на мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства
Чукотский автономный округ
Государственная социальная помощь на основании социального контракта наиболее востребована малоимущими семьями на приобретение товаров для ребёнка, обустройство рабочего места ребёнка, косметический ремонт детской комнаты, приобретение товаров для новорожденного ребенка (2019 год/50 получателей/2,5 млн. руб.; 2020/59 получателей/3,0 млн. руб.).
С 2021 года на социальные контракты выделены средства федерального бюджета в размере 8,4 млн. рублей, средства окружного бюджета 0,7 млн. рублей.
Изменились направления предоставления государственной социальной помощи:
- поиск работы (ежемесячная выплата в размере ПМ для трудоспособного населения за 2 кв. 2020 года – 23 987 рублей, срок предоставления – не более 4 месяцев, при получении проф. образования дополнительно предоставляется ежемесячная выплата в размере 0,5 ПМ трудоспособного населения –11 994 рублей – не более 3 месяцев;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (не более 250000 рублей);
- ведение личного подсобного хозяйства (не более 100 000 рублей);
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, лечение, проф. мед. осмотр, обеспечение потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования) (ежемесячная выплата в размере ПМ трудоспособного населения за 2 кв. 2020 года – 23 987 рублей, срок предоставления – не более 6 месяцев).
С 2021 года смогут воспользоваться государственной социальной помощью на основе социального контракта не только малоимущие семьи, но и малоимущие одиноко проживающие граждане.
В истекшем периоде 2021 года заключено 17 социальных контрактов с семьями, имеющими детей.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в регионе востребована. При действующих условиях предоставления, с использованием средств субсидии из федерального бюджета, а также с учетом действующих в регионе иных мер социальной поддержки позволить обеспечить выход большинства семей из трудной жизненной ситуации.
Приглашаем принять участие в обсуждении данной темы.
Если Вы хотите стать автором статьи в электронном журнале - присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru с пометкой "Для размещения в электронном журнале на сайте".