В.В. Рудько-Силиванов, доктор экономических наук,
А.Л. Абрамов, кандтдат технических наук,
Н.Н. Матвиенко
Добыча россыпного золота на Дальнем Востоке и экономический кризис[1]
В мире в 2020-2021 гг. наблюдается интегральный кризис (пандемия, рецессия и кризис падения эффективности капитала), остановлены крупные отрасли экономики: розничная торговля (кроме продовольствия и аптек), авиатранспорт, значительная часть автомобильного и морского транспорта, большая часть промышленного производства и добычи полезных ископаемых, энергетика. Встала вся мировая система массовой рекреации, что не может ни привести к платежным и бюджетным кризисам[2].
МВФ отмечает, что распространение кризиса по цепочке отраслей в мире идет от конечного личного потребления и уже вызвало сокращение производства, потребления, экспорта, инвестиций. В результате происходит падение ВВП, финансовые и долговые проблемы бизнеса и государств переводят ситуацию в глубокую мировую рецессию.
Сложившаяся в мировой экономике ситуация, возникшая в результате интегрального экономического кризиса, начавшегося в 2019-2020 гг., привела к росту цены на золото, которая достигла исторического максимума (более 2050[3] дол. за тройскую унцию) к августу 2020 года. Такой уровень спроса неизбежно привел к росту добычи, в том числе и россыпного золота (РЗ), способ извлечения которого порождает наибольший объем загрязнений в окружающей среде (ОС).
Таким образом, при добыче россыпного золота существует комплексная экологическая проблема, заключающаяся в увеличении загрязнений окружающей среды (воздуха, воды и почв), при увеличении числа небольших добывающих компаний. Этот рост загрязнений происходит из-за невозможности полной их компенсации за счет размеров экологических выплат этими компаниями. Дело в том, что рассчитанные по минимальным величинам экономически целесообразного объёма годовой добычи золота на одном участке и существующие на данный момент пороговые значения выплат на одну лицензию (в рамках действующей отраслевой методики), не позволяют сделать полностью компенсировать ущерб ОС в условиях внешних экстерналий и, в частности, растущих цен на топливо.
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» начала научно-исследовательскую работу (НИР) на тему «Снижение негативного воздействия на окружающую среду (ОС) от добычи россыпного золота в Амурском экорегионе», который будет длиться в течение 24 недель до 30.06.2021, в рамках гранта № WWF1425/RU013610, предоставленного МАДВиЗ Всемирным фондом природы в составе проекта «Продвижение основных направлений защиты окружающей среды России за счет вовлечения общественности» («Люди – природе»).
Целью исследования является оценка результатов разработки россыпных месторождений золота в условиях новых экстерналий, сложившихся в результате интегрального мирового кризиса (пандемия, рецессия и падения эффективности капитала). Данная НИР может помочь выявить новый порог «неэффективных в данный момент для общества месторождений», спрогнозировать динамику минимальной величины экономически целесообразного объёма годовой добычи РЗ на примере Забайкальского края, Хабаровского края и Еврейской автономной области, с целью снижения антропогенной нагрузки в районах россыпной золотодобычи.
Ранее по итогам была разработана и протестирована на данных Амурской области новая интегрированная пространственная эколого-экономическая модель (ИПЭЭМ), дающая возможность: оценить «эффективность для общества» разработки россыпных месторождений золота и определить количественные показатели оптимальных параметров россыпной золотодобычи[4], которые могут помочь оценить компенсацию ущерба, нанесенного локальному общественному благу (ЛОБ)[5].
На данном этапе исследований решаются задачи: адаптации модели ИПЭЭМ и сбора необходимой информации, дающая возможность: оценить локальное общественное благо (ЛОБ) «эффективность для общества» добычи россыпного золота в условиях новых внешних экстерналий. Модельная оценка ЛОБ заключается:
Во-первых, в определении экономически целесообразного размера содержания россыпного золота на участке (порога ограничения добычи) в регионе, исходя из необходимости поддержания равновесия между среднесрочными целями социально-экономического развития данного субъекта Российской Федерации и долгосрочной задачей сохранения экологических основ общественного блага в регионе. Например, для модельного региона (Амурской области) расчетная минимальная величина экономически целесообразного объёма годовой добычи на месторождении россыпного золота составила 74,23 кг (что в 1,5 раза выше существующего порога). Таким образом, необходимо с помощью модели уточнять эту величину для каждого конкретного месторождения и каждой конкретной территории с учётом фактических условий его разработки.
Во-вторых, ЛОБ состоит в необходимо оценки стоимости нейтрализации рисков углубления деградации земли речных долин на значительных площадях, загрязнения воды и воздуха при добыче россыпного золота, что требует значительных средств на рекультивацию и восстановление.
Таким образом, в новой (обновленной) модели ИПЭЭМ целесообразно учесть то, что уровень добычи россыпного золота на месторождении возможен лишь в объёмах не меньших тех, при которых выручка, получаемая предприятиями от реализации собственной продукции, даёт им достаточно средств для осуществления природоохранных мероприятий, полностью компенсирующих совокупность постоянных и переменных ущербов, наносимых окружающей среде и локальному общественному благу на данной территории.
[1] Статья написана при поддержке Всемирного Фонда дикой природы
[2] Grigoryev LM (2020) Global social drama of pandemic and recession. Population and Economics 4(2): 18–25. https://doi.org/10.3897/popecon.4.e53325/
[4] Проект WWF № RU009604-18-20/6/1 5140 «Моделирование экономической и социальной эффективности добычи россыпного золота как лицензируемого вида природопользования в Амурской области».
[5] Локальное общественное благо - это такое общественное благо, выгоды от которого концентрируются на некоторой территории. Потребителем ЛОБ является соответствующая часть общества, проживающая на данной территории (в регионе, муниципальном округе и т.д.)