Экспертный совет Ассоциации обсудил региональную практику снижения негативного воздействия на окружающую среду, вопросы экологической безопасности, ликвидации накопленного экологического ущерба; сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, реализацию других направлений нацпроекта «Экология» в субъектах ДФО.
Учитывая особенности Дальнего Востока, которые характеризуются экстремальными природно-климатическими условиями, удаленностью от промышленных центров и слабо развитой дорожной инфраструктурой, а также высокой ресурсоемкостью хозяйственной деятельности, проектирование и ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок является экономически более затратным по сравнению с центральной частью России.
Многие объекты, расположенные на территории ДФО, образованы в результате деятельности государственных предприятий прошлых лет, а исторически сложившиеся свалки образованы в советское время. Целесообразно внести изменения в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326, предусмотрев предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, расположенным в ДФО, на разработку проектно-сметной документации по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок.
Федеральным проектом «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», в 2021 и последующие годы необходимо обеспечить ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации ТКО. Учитывая дефицит региональных бюджетов, для строительство таких объектов должны быть введены дополнительные механизмы и инструменты государственной поддержки реализации проектов в сфере обращения с ТКО.
Также необходимо провести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и принять меры, направленные на их ликвидацию.
Федеральным проектом «Чистая страна» не предусмотрена рекультивация несанкционированных свалок в границах и центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ) и особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). Целесообразно внести изменения в статистическую методологию расчета показателей федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» («Чистая страна»)» в части включения в методики расчетов ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде - мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах ЦЭЗ БПТ и ООПТ. Необходимы субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ и ООПТ.
По данным Восточно – Сибирского филиала ФАУ «Российский речной регистр» на классификационном учете состоит 316 судов, эксплуатируемых в акватории озера Байкал с разным объемом водоизмещения, без учета маломерных судов, состоящих на учете в ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Республике Бурятия» и ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области».
По данным государственного доклада РФ «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране за 2019 год» количество сданной на судно комплексной переработки отходов «Самотлор» в порт «Байкал» загрязненной хозбытовой и подсланевой воды составило 848,39 тонн, в том числе 230,07 тонн нефтесодержащих вод.
Важны дополнительные программные решения по созданию 5 стационарных плавучих станций для приема загрязненных хозбытовых и подсланевых вод с привязкой в г. Северобайкальск, пос. Усть-Баргузин Баргузинского района, с. Турка Прибайкальского района, с. Выдрино Кабанского района, пос. Энхалук Кабанского района Республики Бурятия.
Приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов» не предусмотрено включение в перечень объектов размещения ТКО муниципальных свалок, у которых отсутствует документация о вводе в эксплуатацию. Целесообразно внести изменения в Приказ Минприроды России от 14.05.2019 № 303 в части возможности включения в перечень объектов размещения ТКО действующих муниципальных свалок.
На территории Чукотского автономного округа находится 4 основных объекта накопленного вреда окружающей среде прошлой хозяйственной деятельности, сформированные, в том числе, в результате исторически сложившейся с конца 40-х годов прошлого века схемы освоения Севера, интенсивно разрабатываемых горнодобывающими предприятиями природных ресурсов и присутствия войсковых частей Министерства обороны (далее – объекты НВОС):
1) Иультинский олово-вольфрамовый горно-обогатительный комбинат (прогнозная стоимость рекультивации – 700,0 млн руб.);
2) Певекский горно-обогатительный комбинат рудника «Валькумей» (прогнозная стоимость инвентаризации и рекультивации – 950,0 млн руб.);
3) Свалка пгт. Эгвекинот (прогнозная стоимость инвентаризации и рекультивации – 220 млн руб.);
4) Бочкотара на территории Чукотского, Провиденского, Иультинского, Анадырского районов (прогнозная стоимость очистки территорий – 2010,0 млн руб.
В связи с высокой стоимостью, финансирование мероприятий по ликвидации объектов НВОС только за счет средств окружного бюджета не представляется возможным.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология» приложения № 6 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» предусмотрено софинансирование из федерального бюджета только на ликвидации объектов НВОС.
Софинансирование из федерального бюджета мероприятий по выявлению (инвентаризация и обследование территорий), оценке и учету объектов НВОС вышеуказанными правилами не предусмотрено.
Вместе с тем, учитывая специфику самих объектов НВОС, а также географические и логистические особенности округа (удаленность округа от центральных районов страны, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, суровые природно-климатические) привлечение сторонних специализированных организаций для проведения мероприятий по инвентаризации и обследованию территорий, на которых расположены объекты НВОС, потребует значительных финансовых расходов округа.
Целесообразно внесение Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, касающихся предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не только на ликвидацию объектов НВОС, но и на проведение инвентаризации и обследования территорий, на которых они расположены, а также их оценки.
Важно повысить инвестиционную привлекательность строительства объектов инфраструктуры в области обращения с отходами.
Необходимы специальные решения для арктических (удаленных) регионов на законодательном уровне в связи с большими затратами на необходимое оборудование по утилизации и небольшой объем образующихся отсортированных отходов – битого стекла и пластика.
На территории Забайкальского края обеспечивается реализация регионального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», в рамках которого предусмотрено проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и объектов накопленного экологического вреда. Вместе с тем в федеральный проект «Чистая страна» включены только мероприятия по ликвидации 3 несанкционированных свалок в границах городов, в то время как их на территории региона 11.
Также в федеральный проект «Чистая страна» мероприятия не включены мероприятия по ликвидации 4 объектов накопленного экологического вреда.
Отсутствие в федеральном проекте мероприятий по ликвидации объектов прошлого экологического вреда в дальнейшем спровоцирует сложности при получении средств субсидии из федерального бюджета на их реализацию.
Необходимо внести изменения в федеральный проект «Чистая страна» в части включения в него мероприятий по ликвидации 8 несанкционированных свалок в границах городов края и ликвидации 4 объектов накопленного экологического вреда, предусмотрев финансирование из федерального бюджета.
Для Забайкальского края ключевой проблемой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) является отсутствие необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности в области обращения с ТКО. Правительством региона в рамках федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» обеспечена разработка проектно-сметной документации (ПСД) трех мусоросортировочных комплексов, предварительная стоимость которых оценивается в 2,1 млрд. рублей.
Отсутствие собственных источников финансирования ввиду многолетней несбалансированности регионального бюджета не позволяет создать указанные объекты за счет средств краевого бюджета. Минприроды России рекомендовано обращаться в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»). При этом Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ППК «РЭО», утвержденные постановлением Правительства России от 20 декабря 2019 года № 1727, не учитывают специфику и особенности отрасли обращения с ТКО в крае, где отсутствуют потенциальные инвесторы, готовые осуществлять капитальные вложения в создание объектов по обработке ТКО. Необходимо утвердить порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов дотационных регионов, участвующих в федеральном проекте «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».
Данные рекомендации направлены на рассмотрение Минприроды России, их реализация позволит повысить качество жизни населения, проживающего на территории ДФО, путем реализации мероприятий, направленных на ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде и несанкционированных свалок.
Члены Экспертного совета Ассоциации поддержали инициативу Хабаровского края «О разработке и утверждении федерального проекта "Оздоровление реки Амур», включая осуществление мониторинга качества воды, исследование дна и берегов, проведение дноуглубительных работ, строительство очистных сооружений водоотведения, реализацию мер по сохранению водных биологических ресурсов,
Амур – главная река Дальнего Востока, входящая в десятку из двухсот крупнейших рек мира. Общая длина русловой системы реки Амур составляет 4,44 тыс. км, площадь бассейна более – 1,856 млн. км2, средний годовой расход воды в устье – 12,8 тыс. м3 в секунду, годовой объем стока – 340 км3. Река Амур является трансграничной рекой. В бассейне реки Амур на российской части проживает около 5,0 млн. человек среди которых лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Река Амур занимает важное место в жизнедеятельности населения, обеспечивает водный баланс территорий, формирует климат, ландшафт и биологическое разнообразие Приамурья.
Одновременно река подвергается активному антропогенному воздействию, а также влиянию природных факторов. Как следствие, отмечен рост паводковых явлений, интенсификация негативных русловых процессов, снижение запасов водных биологических ресурсов, загрязнение воды. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, подлежащих очистке, в субъектах Российской Федерации в бассейне реки Амур не достигает 5 % (по России – 13 %). Хабаровский край расположен в нижнем течении реки, где антропогенное воздействие наиболее ощутимо, при этом около 70 % населения края использует речную воду в питьевых целях.
Больше половины территории Забайкальского края (56%) приходится на водосборный бассейн реки Амур, в состав которого входят реки Ингода, Онон, Шилка, Аргунь. Наиболее густонаселенная территория края расположена на водосборной площади этих рек. Около 800 тыс. граждан Забайкальского края проживает на территории Амурского бассейнового округа, оказывая антропогенное воздействие на водные объекты.
Катастрофическое паводки прошедшие по бассейну реки Амур в 2018 г. нанесли материальный ущерб более 3,5 млр.руб. Наиболее пострадавшими признаны г. Чита, г. Шилка, затопленными оказались социально значимые объекты экономики, разрушена инфраструктура. Системы водоотведения и очистки сточных вод значительно изношены, а в некоторых населенных пунктах отсутствуют. Необходимо строительство сооружений инженерной защиты, а также капитальный ремонт существующих гидротехнических сооружений на территории Амурского бассейна. Инженерная защита территории не только защищает от затопления территории в период паводков, но также сокращает антропогенное воздействия человека и загрязнение водных объектов с водосборных площадей. Требуется строительство новых, ремонт и реконструкция существующих систем водоотведения и очистных сооружений.
Постоянное воздействие на экосистему реки Амур определяет необходимость принятия комплексных мер, направленных на сохранение природных комплексов реки Амур путем разработки отдельного федерального проекта «Оздоровление реки Амур» в рамках национального проекта «Экология».
Данные рекомендации для дальнейшей проработки вопроса о подготовке отдельного федерального проекта «Оздоровление реки Амур» для включения в национальный проект «Экология» направлены Минприроды России для совместной работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенными в бассейне реки Амур.
Ожидаемые результаты и их значимость:
- снижение загрязнения от хозяйственно-бытовой или иной антропогенной деятельности человека;
- обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса, включая защиту населения от негативного воздействия вод реки Амур, предотвращение русловой деградации, восстановление пропускной способности реки;
- сохранение уникального природного объекта и его экосистемы для будущих поколений, восстановление депрессивных запасов тихоокеанских лососей и других видов водных биоресурсов;
- активизация взаимодействия по международным договорам Российской Федерации по вопросам экологии в бассейне реки Амур;
- улучшение качества жизни населения и снижение его оттока с ДФО.
11.10.2021
Если Вы хотите стать автором статьи по данной тематике в электронном журнале - присылайте свои материалы на адрес Исполнительной дирекции ассоциации asoc@adm.khv.gov.ru
Приглашаем к обсуждению на интерактивных площадках официального сайта Ассоциации национальных проектов, программ и инструментов достижения субъектами ДФО национальных целей развития Российской Федерации, реализации Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года.