О территориях опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе

05 марта 2020 года

О территориях опережающего развития

в Дальневосточном федеральном округе

(по материалам субъектов РФ-членов Ассоциации к заседанию Экспертного совета 5 марта 2020 года)

 

Амурская область

В Амурской области созданы и функционируют три ТОР: «Белогорск», «Приамурская», «Свободный».

Приняты постановления Правительства РФ от 21.08.2015 № 875 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Белогорск», от 21.08.2015№ 879 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Приамурская», от 03.06.2017 № 673 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный».

В целях создания и функционирования ТОР заключены соглашения от 21.09.2015 № 01-7/2015 «О создании на территории муниципального образования города Белогорск Амурской области территории опережающего социально-экономического развития «Белогорск», от 21.09.2015 № 01-6/2015 «Соглашение о создании на территориях муниципальных образований Благовещенский район, Бурейский район, Ивановский район и Тамбовский район Амурской области территории опережающего социально-экономического развития «Приамурская», от 29.06.2017 № 02-34-2017 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» на территориях муниципальных образований Свободненский район, город Свободный и город Сковородино Амурской области».

В 2015–2017 годах приняты нормативные правовые акты, устанавливающие резидентам ТОР Амурской области льготы по налогам на прибыль и имущество организаций, земельному налогу.

В 2019 году для крупномасштабных инвестиционных проектов, генерирующих значительные мультипликационные эффекты установлена новая льготная категория для резидентов ТОР в части предоставления льготного налогового периода по налогу на имущество организаций с момента постановки на учёт созданного имущества.

За период 2015-2019 годов резидентами ТОР Амурской области стали 25 компаний, реализующих инвестиционные проекты с объёмом частных вложений 1040,1 млрд. рублей и планируемым созданием 5666 рабочих мест.

Динамика привлечения резидентов ТОР: 2015 год -3 резидента, 2016 год - 4 резидента, 2017 год -4 резидента, 2018 год -7 резидентов, 2019 год -9 резидентов.

По состоянию на 01.01.2020 резидентами вложено более 260 млрд. рублей и создано 1320 новых рабочих мест.

На ТОР «Белогорск» агропромышленной направленности зарегистрированы девять резидентов: ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский», ООО «Белхлеб», ООО «Беллеспром», ООО «Амурэкоресурс», ООО «Крепость», ООО «Международное деловое единство», ООО «КМК-Партнеры», ООО «Спецтех», ООО «Русский Витязь».

Объём капитальных вложений резидентов ТОР «Белогорск» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 5,3 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено 5,02 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 1008 новых рабочих мест. В настоящее время создано 736 рабочих мест.

Введены в эксплуатацию: в апреле 2016 года - хлебобулочный цех резидента ООО «Белхлеб», июль 2017 года - 1-я очередь завода по глубокой переработке сои резидента ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский».

В 2018-2019 годах расширены границы ТОР «Белогорск» для резидентов: ООО «КМК-Партнеры» с проектом по строительству и реконструкции комплекса по производству металлоконструкций (выполняются строительно-монтажные работы), ООО «Русский Витязь» с проектом строительства комплекса по производству пиломатериалов и пеллет (ведется закупка оборудования).

Финансирование мероприятий по строительству инфраструктуры ТОР «Белогорск» осуществляется за счёт средств бюджета Амурской области, бюджета города Белогорск и внебюджетных источников в размере 46,2 млн. рублей.

В 2016-2017 годах в ходе реализации Плана-графика создания объектов инфраструктуры ТОР «Белогорск» выполнены мероприятия за счет средств консолидированного бюджета Амурской области на сумму 30,6 млн. рублей:

- ремонт автомобильной дороги для резидента ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» на сумму 26,54 млн. рублей;

- ремонт автомобильной дороги для резидента ООО «Белхлеб» на сумму 4,06 млн. рублей.

На 2020 год запланировано создание объектов инфраструктуры для резидентов ТОР «Белогорск» на сумму 15,6 млн. рублей за счёт средств консолидированного бюджета Амурской области.

В 2018 году на ТОР «Белогорск» привлечено федеральное финансирование на создание объектов энергетической инфраструктуры для резидентов ТОР и потенциальных инвесторов в размере 883,2 млн. рублей. Период выполнения работ – 2018–2021 годы.

На ТОР «Приамурская» промышленной, транспортной-логистической специализации зарегистрированы девять резидентов: ООО «С Технология», ООО «Амурская Энергетическая Компания», ООО «Агрохим ДВ», ООО «Агро Фабрика», ООО «ЭкоЛайф», ООО «ИНПРОМ», ООО «ВКМ-Бурея», ООО «Леспром-Амур», ООО «Терминал ДВ».

Объем капитальных вложений резидентов ТОР «Приамурская» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 124,8 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено 2,4 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 1576 новых рабочих мест. На сегодняшний день создано 125 рабочих мест.

В апреле 2018 года введён в эксплуатацию логистический комплекс хранения пестицидов и агрохимикатов резидента ООО «Агрохим ДВ».

В 2018-2019 годах расширены границы ТОР «Приамурская» для реализации инвестиционных проектов резидентов ООО «Агро Фабрика» - «Строительство комбикормового завода» (завершаются пуско-наладочные работы), ООО «ВКМ-Бурея» – «Организация вагоноколесной мастерской» (введён в промышленную эксплуатацию).

Финансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры ТОР «Приамурская» осуществляется за счёт собственных средств резидентов.

ТОР «Свободный» является крупнейшей на Дальнем Востоке по объёму заявленных инвестиций. Территория рассматривается как интегрированный газохимический кластер. Зарегистрированы семь резидентов: ООО «Газпром переработка Благовещенск», ООО «Производственно-торговая компания «Пчелы-Свободный», ООО «Смена», ООО «Индустрия», ООО «Жилой микрорайон», ООО «Меркурий», АО «Технолизинг».

Объём капитальных вложений резидентов ТОР «Свободный» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 909,96 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено более 250 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 3082 новых рабочих места. На сегодняшний день создано 459 рабочих мест.

Якорный резидент ООО «Газпром переработка Благовещенск» реализует инвестиционный проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, который станет крупнейшим в России и вторым по мощности в мире предприятием по переработке природного газа.

В 2019 году продолжают осуществлять работу в промышленной эксплуатации комплексы по производству бетона резидентов ООО «Производственно-торговая компания «Пчелы-Свободный», ООО «Смена», ООО «Индустрия».

Финансовое обеспечение мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Свободный» планируется за счёт средств федерального бюджета в размере 15,4 млрд. рублей, в том числе 12,5 млрд. рублей на строительство жилого микрорайона на 5 тыс. жителей для нужд работников Амурского газоперерабатывающего завода (коммунальная, инженерная и социальная инфраструктура) в г. Свободный, 2,9 млрд. рублей на строительство объектов электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры для резидента АО «Технолизинг» в г. Сковородино.

В 2018-2019 годах финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Свободный» не осуществлялось.

Оценка вклада результатов функционирования ТОР в социально-экономическое развитие Амурской области произведена по следующим показателям от фактически зарегистрированных резидентов: объём привлеченных инвестиций, количество создаваемых рабочих мест (в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на ТОР).

Оценка вклада результатов функционирования ТОР в социально-экономическое развитие Амурской области в среднесрочном периоде:

- 2019 год - объем инвестиций 121 998,64 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест 363 человека;

- 2020 год - объем инвестиций 203 093,89 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест 1079 человек;

- 2021 год - объем инвестиций 167 213,91 млн. рублей; количество создаваемых рабочих мест 598 человек.

В соответствии с утверждёнными по итогам заседаний наблюдательных советов перспективными планами развития ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская», ТОР «Свободный» развитие ТОР на территории Амурской области позволит обеспечить эффективную кооперацию в следующих сферах:

- производственная (ТОР «Приамурская» будет удовлетворять потребности ТОР «Белогорск» в строительных материалах, сельскохозяйственной технике, удобрениях, тепличном оборудовании, упаковочных материалах);

- транспортная-логистическая (заключается в организации совместных поставок сырья и готовой продукции);

- маркетинговая (общие мероприятия по продвижению для ТОР);

- научно-техническая (совместные мероприятия по коммерциализации разработок).

ТОР «Свободный» станет основой для создания газохимического кластера после ввода в эксплуатацию Амурского газоперерабатывающего завода. Внутри проектов будут созданы кооперационные связи от производства мономеров до полимеров и продукции глубокой переработки.

Планируется кооперация газохимических производств с прочими отраслями специализации: предприятия строительной отрасли для обеспечения строительными материалами резидентов ТОР для создания своих предприятий; завод азотных и комплексных удобрений для обеспечения потребностей сельскохозяйственных производителей Амурской области, в том числе в ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская».

Таким образом, ТОР «Белогорск» в кооперации с ТОР «Приамурская», ТОР «Свободный» являются основными точками долгосрочного социально-экономического развития Амурской области.

Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений – от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.

В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета РФ по вопросу развития конкуренции, состоявшегося 05.04.2018 распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах РФ (далее – Стандарт).

Распоряжением Правительства Амурской области от 30.11.2018 № 176-р утверждены ключевые показатели развития конкуренции в Амурской области до 2022 года в целях реализации поручений Президента РФ.

Постановлением губернатора Амурской области от 10.09.2019 № 285 утверждён план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Амурской области на период 2019-2022 годов (далее – План). План включает направления развития конкуренции, которые имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции. Определён перечень ключевых показателей развития конкуренции в Амурской области, системные мероприятия по развитию конкуренции в Амурской области и мероприятия в отдельных отраслях (сферах) экономики в Амурской области, обеспечивающие достижение указанных ключевых показателей к 1 января 2022 года.

Таким образом, исполнение мероприятий и достижение показателей Плана должно способствовать достижению ключевых показателей и ожидаемых результатов развития конкуренции, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции.

Еврейская автономная область

ТОГ «Амуро-Хинганская» создана 27 августа 2016 года, по состоянию на 17.02.2020 деятельность осуществляют три резидента: ООО «Дальграфит», ООО «БирЗМ», ООО «Амурпром». Расторгнуто 1 соглашение с ООО «Логистика».

 

Объем инвестиций по действующим заключенным соглашениям составляет 13.6 млрд. руб., планируемое количество рабочих мест- 1060. По состоянию на 01.01.2020 резидентами освоено 1,853 млрд. руб., создано 151 рабочее место.

Камчатский край

В рамках ТОР «Камчатка» заключено 97 соглашений с резидентами на общую сумму 120,6 млрд руб. и

количеством создаваемых новых рабочих мест – 7 878 чел.

Резидентами уже вложено в реализацию проектов порядка 11 млрд руб., создано 3 267 рабочих мест (за 2019 год инвестировано 4 966,83 млн руб. и создано 1624 рабочих места).

На сегодняшний день реализовано 17 проектов с объемом инвестиций 5,7 млрд руб.

За период с 2016 по III квартал 2019 года резидентами ТОР «Камчатка» уплачено в виде налогов и страховых взносов в региональный бюджет – 2 892,2 млн руб., в местные бюджеты – 1 408,6 млн руб. (из федерального бюджета возмещено – 1 157,1 млн руб.).

Объем финансирования мероприятий по строительству инфраструктуры ТОР «Камчатка» за счет средств федерального и регионального бюджетов составляет 9,8 млрд руб., из них средства федерального бюджета составляют 7 млрд руб., регионального бюджета – 2,8 млрд руб.

На сегодняшний день в реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Камчатка» вложено более 5 млрд руб. (3,07 млрд руб. из федерального бюджета и 2,1 млрд руб. из бюджета Камчатского края).

Постановлением Губернатора Камчатского края от 11.02.2016 № 10 утвержден Совет при Губернаторе Камчатского края по развитию конкуренции в Камчатском крае. Совет является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом, созданным с целью формирования эффективных и прозрачных стимулов развития конкуренции, улучшения предпринимательского климата в Камчатском крае, разработки мероприятий по облегчению доступа предпринимателей на рынки с высокой конкуренцией, стимулирования новых предпринимательских инициатив.

Во исполнение Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы в положения всех 36–ти исполнительных органов госвласти Камчатского края внесены изменения, предусматривающие приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих рынках. Органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае ведётся работа по обеспечению приоритета целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

Правительством Камчатского края утвержден перечень ключевых показателей (сфер, товарных рынков) развития конкуренции в Камчатском крае к 01.01.2022 года Он включает 33 рынка (сферы) и 6 дополнительных рынков (сфер), расчет показателей по которым выполняется в соответствии с методиками исполнительных органов государственной власти Камчатского края.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 25.03.2019 № 143-РП утвержден региональный план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Камчатском крае на 2019-2021 годы с учетом достижения ключевых показателей к 01 января 2022 года. В каждом муниципальном районе и городском округе в Камчатском крае также утверждены муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции.

В целях повышения уровня информированности бизнеса и населения о состоянии конкурентной среды в регионе, а также деятельности по содействию развитию конкуренции на официальном сайте Правительства Камчатского края в сети Интернет создан раздел «Развитие конкурентной среды».

Приморский край

В Приморье действует 4 территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический».

По состоянию на 23.12.2019 года статус резидента ТОР получила 93 компания.

Общий объем инвестиций резидентов ТОР составил 1229,2 млрд руб., осуществлено инвестиций на сумму 135,9 млрд руб.

Предусмотрено создание 30,4 тыс раб. мест, включая более 3,4 тыс высокопроизводительных рабочих мест. По сведениям на 23.12.2019 в рамках ТОР создано 7,6 тыс раб. мест.

Введено в эксплуатацию 14 проектов, сумма реализованных инвестиций составляет 29,2 млрд руб., создано 2,1 тыс рабочих места.

Деятельность в рамках ТОР является привлекательной для реализации крупных инвестиционных проектов и все больше представителей бизнеса проявляют интерес в подписании соглашения об осуществлении деятельности в крае как резидент ТОР. Статус резидента ТОР для инвесторов позволяет воспользоваться рядом преимуществ: обеспечиваются привлекательные условия по налогообложению и скорости прохождения различных процедур для инвесторов.

Созданные условия для резидентов ТОР также способствуют развитию инвестиционной деятельности на территории региона, созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе созданию новых рабочих мест.

Выявлены проблемы при реализации мероприятий по созданию и функционированию объектов инфраструктуры ТОР, в части соблюдения сроков их возведения. Это касается объектов дорожной и коммунальной инфраструктуры.

Также одной из серьезных проблем является длительное предоставление соглашений об установлении сервитута на земельные участки, находящиеся в собственности Министерства обороны РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, что увеличивает срок реализации проектов резидентов ТОР.

Правительством Приморского края разрабатывается новая мера государственной поддержки для производственных предприятий. Проект по строительству первого промышленного парка в Большом Камне представлен 11 февраля 2020 года представителям деловых объединений на Совете по развитию малого среднего предпринимательства Приморского края.

Промышленный парк разместится в пригороде Большого Камня в непосредственной близости от судостроительного комплекса «Звезда». Это позволит создать необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. В Приморье должны появиться собственные производители комплектующих, расходных материалов, которые требуются для отделки и оснащения судов.

На площади в 17,5 гектара будут построены производственно-складские комплексы и офисные здания для сдачи в аренду. Сейчас завершается подготовительная работа по формированию проекта и оформляются необходимые разрешения. Начало строительства запланировано на 2021 год. Промпарк будет строиться в рамках национального проекта по поддержке предпринимательства.

Планируется, что полностью проект будет реализован до конца 2023 года. По оценкам, это позволит создать около 600 новых рабочих мест и принесет дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Резидентами промышленного парка могут стать как представители малого бизнеса, так и крупного. Резиденты промпарка смогут пользоваться преференциями и льготами ТОР.

В целях содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства – резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, Гарантийным фондом Приморского края утверждены льготные условиях предоставления поручительств по кредитным договорам. В 2019 году размер вознаграждения Фонда за предоставление поручительств таким организациям снижен до минимального уровня – 0,5% годовых от суммы поручительства.

Данная мера направлена на повышение доступа таких предприятий к финансовой поддержке.

По итогам 2019 года Гарантийный фонд предоставил льготные поручительства 2-м субъектам МСП – резидентам ТОР на общую сумму 25,5 млн рублей. Это позволило им привлечь необходимые кредитные средства в объеме 90,0 млн рублей.

Республика Бурятия

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июня 2019 г. № 760 на территории Республики Бурятия в границах Кяхтинского и Кабанского района создана территория опережающего социально-экономического района «Бурятия».

Резидентами ТОР «Бурятия», в настоящее время, зарегистрированы:

- ООО «ТЛТ Наушки» по реализации инвестиционного проекта «Создание таможенно - логистического терминала в п. Хоронхой»;

- «ООО «Ноябрьскпродсервис» по реализации инвестиционного проекта «Строительство птицеводческого предприятия с родительским стадом, мощностью 30 000 тонн мяса бройлеров (живым весом) в год, инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом.

Общая сумма инвестиций (по подписанным соглашениям) составит 5,58 млрд. рублей, количество создаваемых рабочих мест - 870.

В настоящее время резиденты приступили к реализации планов-графиков, согласно которых начато проведение проектно-изыскательских работ (ПИР).

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Республики Бурятия от 04.03.2016 №1639-V «О стратегическом планировании в Республике Бурятия» Правительством Республики Бурятия утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (далее - План).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.02.2009 № 49 утвержден состав Правительственной комиссии по контролю и мониторингу выполнения показателей социально-экономического развития Республики Бурятия.

В Плане утверждены мероприятия, результаты и плановые значения целевых показателей по созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе по объему инвестиций в рамках создания ТОР «Бурятия», инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в части предоставления государственной поддержки на инфраструктурные объекты в рамках реализации инвестиционных проектов, увеличение количества рабочих мест при реализации новых инвестиционных проектов.

Кроме того, в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами в Республике Бурятия и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия ежегодно утверждается Индикативный план Правительства Республики Бурятия. Обеспечение выполнения индикаторов, в том числе: объем инвестиций в основной капитал, количество высокопроизводительных рабочих мест и других, закреплено за соответствующими министерствами и ведомствами, координацию работы которых осуществляет заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию.

В целях дальнейшего развития ТОР Бурятия в 2020 году за счет средств федерального бюджета будет разработан «Перспективный план развития ТОР «Бурятия», в соответствии с принятыми документами стратегического планирования Республики Бурятия. Обсуждение и утверждение перспективного плана развития ТОР «Бурятия» планируется осуществлять в рамках Наблюдательного совета с участием всех заинтересованных сторон.

Таким образом, показатели, характеризующие результаты деятельности ТОР «Бурятия» отражены в основном стратегическом документе - Законе Республики Бурятия от 04.03.2016 №1639-V «О стратегическом планировании в Республике Бурятия» и закреплены Индикативным Планом Правительства Республики Бурятия.

Республика Саха (Якутия)

В Республике Саха (Якутия) действуют ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия».

По состоянию на 26 февраля 2020 года заключены соглашения об осуществлении деятельности в ТОР с 36 юридическими лицами, в том числе за период 2019 года – с 8 резидентами.

Резидентами ТОР фактически на текущий день инвестировано более 42,7 млрд рублей, создано 6 914 рабочих мест.

С момента создания ТОР резидентами уплачено налогов, взносов и пошлин на сумму 2,72 млрд рублей.

В ТОРах на территории Республики наблюдаются относительно высокие темпы роста инвестиций (+80,5%, 4 место в ДФО) и создания новых рабочих мест (+166,0%, 3 место в ДФО).

В рамках интеграции, кооперации и координации проектов ТОР с предприятиями региона, макрорегиона, других регионов России:

Между Республикой Саха (Якутия) и АО «Колмар Групп» в целях строительства арендного жилья в

квартале «Р» г. Нерюнгри, для вновь пребывающих сотрудников АО «Колмар Групп», подписан меморандум о

сотрудничестве. Потребность АО «Колмар Групп» в жилье для вновь прибывающих сотрудников в связи с вводом мощностей на ГОК «Инаглинский» составит 2000 квартир, в т.ч. 2020 год 600 квартир, 2021 и 2022 годы по 700 квартир ежегодно.

В целях повышения эффективности функционирования ТОР в Республике Саха (Якутия) разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования ТОР в Республике Саха (Якутия) путем установления персональной ответственности ответственных лиц и утверждения плана мероприятий по развитию ТОР на 2020 год.

В 2019 году на создание инфраструктуры ТОР выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на общую сумму 104,45 млн рублей, из которых 76,51 млн рублей направлена на строительство универсальных производственных зданий для сдачи в аренду резидентам ТОР и благоустройство участка.

Помимо инфраструктурного обеспечения, с 2018 года субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направляется на осуществление функций управляющих компаний ТОР: 4,4 млн рублей в 2018 году, 4,7 млн рублей в 2019 году.

Проведена комплексная работа по привлечению инвестиций для строительства второй и третьей очередей круглогодичного тепличного комплекса резидента ООО «Саюри». В 2019 году в рамках Инвестиционной программы предоставлена субсидия на возмещение части затрат по строительству второй очереди тепличного комплекса в сумме 151,7 млн рублей. Изысканы необходимые средства для завершения третьей очереди строительства в сумме 600 млн рублей посредством предоставления трехступенчатого кредита JBIC – ВЭБ – ФРДВ – ООО «Саюри». В обеспечение займа ФРДВ в 2020 году предусмотрены государственная гарантия на 313,5 млн рублей и муниципальная гарантия ГО «город Якутск» на 286,5 млн рублей.

Для поддержки проектов резидентов в 2019 году Корпорацией развития Республики Саха (Якутия) предоставлены займы 3 резидентам ТОР на сумму 65,5 млн рублей. Действует специальный продукт АО «Региональная лизинговая компания» для лизингополучателей - резидентов ТОР.

Вопросы развития ТОР и их резидентов активно обсуждались на различных площадках: муниципальном инвестиционном форуме «Западная Якутия – новые возможности», I республиканском Нефтегазовом форуме, панельной сессии по ТОР в «Точке кипения».

Сахалинская область

ТОР «Горный воздух» создана Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2016 года № 200 на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

С момента создания ТОР «Горный Воздух» статус резидента получили 25 инвесторов. Резидент ООО «Городская управляющая компания» реализовала проект по строительству водноспортивного центра «АкваСити», в связи с чем в реестре не значится. Стоимость проекта составляла 3,18 млрд. руб., с созданием 200 новых рабочих мест. По данным ООО УК «ТОР «Сахалин», по состоянию на 01.02.2020 г. общий объем заявленных инвестиций составляет 19,92 млрд. руб., из них уже вложено в проекты 9,44 млрд. руб. и создание более чем 1331 нового рабочего места, создано 209 новых рабочих мест.

Основной целью создания ТОР «Горный Воздух» является создание и развитие в регионе международного всесезонного центра спорта и туризма.

Хабаровский край

В Хабаровском крае созданы три ТОР: "Комсомольск", "Хабаровск" и "Николаевск", включающие 21 площадку общей площадью 555 тыс. га (постановления Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 628, 630, от 19 апреля 2017 г. № 464 – соответственно).

На создание обеспечивающей инфраструктуры ТОР "Хабаровск", "Комсомольск" и "Николаевск" предусмотрена господдержка в размере 8,9 млрд. рублей, из них 6,1 млрд. рублей из федерального бюджета и 2,8 млрд. рублей из консолидированного бюджета Хабаровского края.

За период 2015 – 2019 годы освоено 5,59 млрд. рублей за счет средств государственной поддержки, в том числе из федерального бюджета – 3,63 млрд. рублей, из консолидированного бюджета края – 1,96 млрд. рублей.

Запланировано к реализации 62 мероприятия по созданию объектов инфраструктуры ТОР края, финансируемых за счет:

- федерального бюджета – 39 мероприятий (газоснабжение, электроснабжение, внутриплощадочные сети ливневой канализации, автодороги, водоснабжение, водоотведение, сети связи и производственно-административные здания и др.);

- консолидированного бюджета края – 23 мероприятия (десять объектов дорожной инфраструктуры, четыре объекта водоснабжения и водоотведения, один объект электросетевой инфраструктуры, разработка шести проектно-сметных документаций на социальные объекты, и два "Перспективных объекта инфраструктуры").

За период 2016 – 2019 годы введены в эксплуатацию восемь автодорог, инвесторами завершены работы по строительству двух объектов водоснабжения и одного объекта электроснабжения, разработана проектно-сметная документации на шесть социальных объектов.

За период действия режима ТОР заключено 68 соглашений, в том числе 16 в 2019 году. Общий объем заявленных инвестиций – 61,2 млрд. рублей, из них инвестировано 24,9 млрд. рублей.

Резидентами ТОР планируется к созданию 6 767 новых рабочих мест, из них фактически создано 2 612 рабочих мест.

На один рубль государственной поддержки ТОР приходится 6,9 рубля частных инвестиций. Стоимость создания одного рабочего места составляет 1,31 млн. рублей.

Мероприятия по режиму ТОР реализуются в рамках государственной программы Хабаровского края "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства края от 19 декабря 2014 г. № 495-пр.

Чукотский автономный округ

Чукотский автономный округ – самый северо-восточный и самый удаленный регион России, имеющий стратегическое экономическое и геополитическое значение. Вся Чукотка входит в Арктическую зону России, около половины территории округа лежит за Полярным кругом. Площадь округа составляет 721,5 тыс. кв. км – это 7% общей площади районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и 10,4% от площади Дальневосточного федерального округа.

ТОР «Чукотка» создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876.

Постановлением Правительства РФ от 10 января 2019 года № 3 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876» ТОР «Беринговский» переименована в ТОР «Чукотка» и дополнена двумя кадастровыми кварталами, включающими месторождения Баимской рудной зоны.

ТОР имеет богатую минерально-сырьевую базу и ориентирована на развитие двух стратегических промышленных зон округа – Анадырской и Чаун-Билибинской.

Основой ее создания стал ключевой проект Анадырской промышленной зоны по освоению месторождений Беринговского каменноугольного бассейна с ресурсами более 1 млрд. тонн угля, включающий поэтапную разработку Амаамских и Верхне-Алькатваамских месторождений.

Освоение месторождений Баимской рудной зоны – ключевой инвестиционный проект Чаун-Билибинской промышленной зоны, включающий проекты разработки месторождений цветных металлов «Песчанка», «Кекура», «Клен».

В целом за короткий срок механизм ТОР доказывает свою эффективность. На 25 февраля 2020 года зарегистрирован 51 резидент ТОР с общим объемом заявленных инвестиций 37,02 млрд. рублей, предусмотрена реализация проектов в сферах добычи золота, серебра и металлов платиновой группы, золота и угля, газа, рыбопереработки, производства электроэнергии, дополнительного образования, водоочистки и утилизации твердых бытовых отходов, электротехнических измерений и обслуживания электросетей, геологоразведки, предоставления услуг сети вай-фай, диетической кухни, услуг транспорта и химчистки, тепличного хозяйства, деятельность в сфере развлечений, создание логистического центра, организация пассажирских и грузоперевозок водным транспортом на территории Чукотского автономного округа. Планируется создание 3 518 рабочих мест. К настоящему времени резидентами освоено 3,98 млрд. рублей, создано 772 рабочих места.

Среди резидентов ТОР есть как крупный, так и малый бизнес, с проектами, разными по масштабу и наполнению.

Из заявленных проектов резидентов ТОР можно выделить следующие:

1) ООО «Берингпромуголь» реализует проект по добыче коксующегося угля на Амаамском месторождении, заявленный объем инвестиций – 2,4 млрд. рублей. С декабря 2016 года уже начата промышленная добыча каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, с 2017 года начаты экспортные поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегией компании предполагается наращивание объемов добычи и реализации продукции до 2,5 млн. т ежегодно к 2024 году. Высококачественный уголь этого месторождения – экспортный потенциал округа;

2) ООО «Порт Угольный» обеспечивает реализацию проекта технического перевооружения морского порта Беринговский с целью увеличения экспорта угля в период навигации, заявленный объем инвестиций – 0,5 млрд. рублей. Планируется модернизация мощностей морского порта с обеспечением ежегодной перевалки до 1 млн. тонн коксующегося угля и переработки до 250 двадцатифутовых контейнеров генеральных грузов;

3) ООО «Алеут» реализован проект по запуску пилотного в регионе производства маломерных судов, основными потребителями которого являются рыболовные и охотничьи родовые общины коренных малочисленных народов Севера, осуществляющие добычу морских млекопитающих на побережье Чукотки;

4) ООО «СтройИнвест-Энергия» реконструирована и введена в эксплуатацию ветроэлектростанция - пилотный проект альтернативной энергетики на Чукотке. Чукотская ВЭС № 1 включена в единую сеть Анадырского энергоузла и снабжает потребителей в городе Анадыре и поселке Угольные Копи, в котором проживают чуть более 3 тысяч человек.

5) ООО «Сибнефть-Чукотка» осуществляет реализацию проекта по модернизации мощностей по добыче природного газа, строительству газопровода в Анадыре (два объекта (газопровода) введены в эксплуатацию, продолжается реконструкция автоматической газораспределительной станции);

6) ИП Макатровым Павлом Александровичем реализован проект по строительству тепличного комплекса в г.Анадырь (в настоящее время осуществляется работа по строительству новой теплицы с целью увеличения ассортимента и объемов выпускаемой продукции).

На двух включенных в 2019 году в ТОР земельных участках Баимской рудной зоны планируется реализовать комплексный инвестиционный проект «Освоение Баимской рудной зоны» – ключевой проект развития Чаун-Билибинской промышленной зоны согласно Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года.

Проект предусматривает создание горнопромышленного кластера на принципах государственно-частного партнерства, в том числе:

- проекты разработки крупнейших месторождений цветных металлов «Кекура», «Клен», «Песчанка» (золото, серебро, медь) за счет привлекаемых внебюджетных средств крупных компаний-инвесторов на основе соглашений о сотрудничестве, заключенных с Правительством округа;

- проекты создания объектов транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения создаваемых в рамках проекта горнодобывающих комплексов – с привлечением капиталовложений государства в рамках государственных программ.

Месторождение золота «Кекура» готовится к разработке. Утвержденные запасы составляют 62,1 т. Среднее содержание золота в руде 8,69 г/т. Владелец лицензии – АО «Базовые металлы» (инвестор - Highland Gold Mining Limited) – статус резидента ТОР получен в июле 2019 года. Запуск производства на «Кекуре» намечен на 2020 год, производительность фабрики – 5,5 - 7 т золота в год, объем переработки руды 800 тыс. - 1 млн. т/год.

Месторождение золота и серебра «Клен» готовится к разработке. Утвержденные запасы золота – 18 т, серебра – 42 т. Среднее содержание золота в руде 5,1 г/т. Владелец лицензии – ООО «Клен» (инвестор - Highland Gold Mining Limited) – статус резидента ТОР получен в июле 2019 года. Месторождение планируется к вводу в эксплуатацию после 2020 года, планируемая мощность – 300 - 400 тыс. т руды в год, объем выпуска – 1,5-2 т золота.

Месторождение меди «Песчанка» является гигантским месторождением меди мирового уровня, с горизонтом работы более 100 лет. Общий ресурсный потенциал территории оценивается по меди в 27 млн. т, золоту – 2000 т (попутно: молибден, серебро, свинец, цинк, платиноиды). Владелец лицензии – ООО «ГДК Баимская» (инвестор - KAZ Minerals), потенциальный якорный резидент ТОР. Продукцией проекта будут являться медный и молибденовый концентраты, содержащие, медь, золото и серебро в первом случае, и молибден – во втором. Проектом планируется переработка (обогащение) руды на обогатительной фабрике общим объемом переработки 60 млн. тонн в год в течение 25 лет. Основными потребителями продукции станут расположенные в Китае медеплавильные предприятия, доставка до которых будет осуществляться посредством морского транспорта.

В освоение трех месторождений до 2025 года планируется направить около 400 млрд. рублей частных инвестиций. Запуск этих проектов создаст на Чукотке почти 5 тыс. новых рабочих мест (это более 10% от всего населения Чукотки), а с учётом мультипликативного эффекта – еще около 10 тыс. рабочих мест в сопутствующих отраслях.

Для резидентов ТОР «Чукотка» на региональном уровне установлен комплекс налоговых преференций: снижение ставок налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, налога по упрощенной системе налогообложения.

Для резидентов ТОР Законом ЧАО от 18.05.2015 № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» установлен комплекс налоговых преференций. В их числе «региональная» льгота для налогоплательщиков – резидентов ТОР, применяющих упрощенную систему налогообложения, введенная с 1 января 2018 года:

- пониженная налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения с режимом «доходы минус расходы» (5% - с 1 по 3 год; 10% - с 4 по 6 год), начиная с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором в соответствии с данными налогового учета был получен первый доход от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, для резидентов, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70% от общего дохода составил доход от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР;

- пониженная налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения с режимом «доходы» (1% - с 1 по 3 год; 4% - с 4 по 6 год), начиная с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором в соответствии с данными налогового учета был получен первый доход от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, для резидентов, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70% от общего дохода составил доход от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР.

 

По итогам заседания Экспертного совета 5 марта 2020 года подписан Протокол, предложения субъектов РФ-членов Ассоциации по данному направлению работы направлены на рассмотрение в федеральные министерства и ведомства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Госдуму Российской Федерации.

Официальный интернет-портал правовой информации