А.Л.Абрамов, А.А.Дягилев,
И.И.Меламед, Н.Н. Матвиенко
Дальневосточный федеральный университет,
Международный центр развития регионов
О ПРОЕКТЕ
«НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ДО 2025 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2035 ГОДА»
В 2013 г. развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом России на весь XXI век. С этого момента началась новейшая история дальневосточного региона страны.
Цель новой государственной политики – создать на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособные условия инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего развития частные инвестиции, а за ними новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей.
Для достижения данной цели разработаны и запущены такие механизмы, как территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, адресная инфраструктурная поддержка инвесторов, программа «дальневосточный гектар», электронная виза для иностранных туристов и др. Для Дальнего Востока сформирована единая система специальных институтов развития, призванная помогать частным инвесторам эффективно работать в сложных условиях макрорегиона.
Все это может привести к формированию новых межрегиональных и трансграничных сетей поставок в сфере производства, переработки потребления.
Новые решения начали запускаться с 2014 г. и дали первые результаты. На Дальний Восток начали приходить российские и иностранные инвесторы, инициировано свыше 1600 новых частных инвестиционных проектов, началось масштабное строительство инфраструктуры для инвесторов1.
Однако цель государственной политики по ускорению развития Дальнего Востока еще не достигнута.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ ДО 2025 ГОДА
24 октября 2013 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока была одобрена новая экспортно-ориентированная модель развития макрорегиона, которая основывается на2:
создании на Дальнем Востоке конкурентоспособного в масштабе АТР инвестиционного климата, привлечении прямых российских и иностранных инвестиций, за которыми следует создание новых рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры;
поддержке экспорта в страны АТР товаров, работ и услуг, производимых на территории Дальнего Востока;
увеличении конкуренции и деловой активности, малого и среднего предпринимательства.
В развитие данного решения в период 2014-2019 гг. разработаны и запущены новые механизмы развития Дальнего Востока:
территории опережающего развития,
свободный порт Владивосток,
инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов,
механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации
снижения тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Дальнего Востока,
Восточный экономический форум,
электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток,
инвестиционные квоты на вылов рыбы.
Специальным механизмом также является выделение в государственных программах Российской Федерации и программах государственных компаний специальных разделов, ориентированных на развитие Дальнего Востока.
За этими механизмами стоит системная нормативно-правовая база, которая гарантирует долговременность благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке – 40 новых федеральных законов и более 170 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации3.
Первыми результатами применения новой модели опережающего развития Дальнего Востока можно считать наметившиеся, начиная с 2014 г., позитивные тенденции в экономике и инвестиционном климате:
в 2017 г. ВРП Дальнего Востока составил 3,88 трлн рублей, или 5,2% от совокупного ВРП субъектов Российской Федерации;
промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 22,9% (в России в целом – на 8,3%);
начался рост инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, в 2017-2018 гг. рост инвестиций составил 13,7% (в России в целом – 9,3 %), их доля в ВРП Дальнего Востока составила 30%;
в 2014-2018 гг. на Дальний Восток пришло $32 млрд. прямых иностранных инвестиций, или 32% ПИИ, поступивших в экономику Российской Федерации;
на Дальнем Востоке запущена реализация более 1,5 тыс. новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 3,8 трлн. рублей и созданием до 2025 г. 135 тыс. новых рабочих мест;
7% новых инвестиций пришлось на инвесторов из стран АТР;
в рамках новых механизмов развития на Дальнем Востоке введено 206 новых предприятий, в которые инвесторами фактически вложено 187 млрд рублей;
на 1 рубль государственных вложений в инфраструктуру для новых производств на Дальнем Востоке фактически привлечено 9 рублей частных инвестиций, что является лучшим показателем использования бюджетных средств в Российской Федерации.
С учетом этого общими целями социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 г. являются: ускорение темпов экономического роста Дальнего Востока до 6% в год; повышение качества жизни на Дальнем Востоке до уровня выше среднероссийского.
УСКОРЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Руководство страны поставило перед Дальним Востоком цель: добиться 6% годового экономического роста (рост ВРП), что соответствует темпам роста ведущих развивающихся экономик АТР.
Высокие темпы роста ВРП – 5-6% в год – Дальний Восток демонстрировал в 2010-2011 гг., что было связано с масштабными государственными инвестициями в инфраструктуру для подготовки саммита АТЭС -2012.
В период 2012-2017 гг. ВРП Дальнего Востока не изменился, то есть в реальном выражении остался на уровне 2011 г. Это связано со значительным снижением инвестиций в указанный период (-38%). Кроме того, в 2012-2017 гг. произошло значительное снижение добавленной стоимости в строительном секторе Дальнего Востока, который обладает значительным мультипликативным эффектом. И только в 2017 году ситуация изменилась, в макрорегионе возобновился инвестиционный рост.
ТОРы и СВП только начали вносить вклад в экономическое развитие макрорегиона (введено в эксплуатацию немногим более 200 новых предприятий с объемом инвестиций 5% от новых капитальных вложений, планируемых к реализации на Дальнем Востоке до 2025 г.) и не смогли в указанный период кардинально изменить данный тренд.
Достижение и поддержка темпов экономического роста Дальнего Востока в размере 6% возможна в горизонте до 2025 г. только за счет наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию действующих предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона.
Необходимо также добиться государственных инвестиций – в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуру. Эти дополнительные средства можно получить за счет наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда.
Каждый из 11 регионов Дальнего Востока сегодня имеет задел для достижения темпов роста ВРП 6% в год к 2025 г., но для достижения этой цели необходимо реализовать целый комплекс мер и решений.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛОВИЙ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Глобальная конкурентоспособность условий инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке означает, что макрорегион должен предлагать российским и иностранным инвесторам лучшие в АТР условия по издержкам и рискам при реализации их инвестиционных проектов.
В связи с этим в 2017-2018 гг. по результатам сравнительного анализа уже работающих моделей ТОР и СПВ с преференциальными режимами в странах АТР они были усовершенствованы.
Однако преференциальные режимы для инвесторов в АТР также меняются, конкурируя за частные инвестиции. В связи с этим модели ТОР и СПВ также необходимо модернизировать, отмечается в проекте программы:
-
до 2028 г. продлить действующий механизм снижения до среднероссийского уровня тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей Чукотского автономного округа, Камчатского края, Сахалинской области, Республики Саха (Якутии), Магаданской области;
-
с 2021 г. ввести новую систему налоговых льгот для резидентов ТОР и СПВ (более низкую, чем действующая);
-
снизить ставку НДС (сейчас 20%) в отношении товаров, работ и услуг в приоритетных секторах экономики Дальнего Востока, реализуемых индивидуальными предпринимателями и организациями, ставшими резидентами ТОР и СПВ после 2021 г.;
-
с 2021 г. ввести индивидуальную систему налоговых льгот для отдельных категорий инвестиционных проектов резидентов ТОР и СПВ на основании решения Правительства России;
-
сокращены сроки расширения ТОР на площадки для новых инвестиционных проектов;
-
установить возможность осуществления государственной экспертизы проектно-сметной документации, подтверждения проектной стоимости, государственной экологической экспертизы в отношении объектов резидентов и инфраструктуры ТОР и СПВ управляющей компанией ТОР и СПВ;
-
предусмотреть возможность установления тарифов на услуги естественных монополий, предоставляемые резидентам ТОР и СПВ, на весь срок реализации их инвестиционных проектов;
-
увеличить сроки действия рабочих и деловых виз для иностранных граждан, участвующих в реализации инвестиционных проектов в ТОР и СПВ.
НЕКОТОРЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В Национальной программе обозначена цель увеличения темпов роста ВРП 6% в год к 2025 г., причем предлагается это увеличение достигнуть в основном за счет
освоения средств в капитальном строительстве. А будут ли построенные объекты работать или нет? Будут ли приносить доход, создавая реальные продукты, и на каких рынках тем продуктам предстоит продаваться? Ответов в проекте «Программы» на эти вопросы нет.
В Национальной программе есть цель «создания в экономике 704 тыс. рабочих мест», но если фактически новые проекты ориентированы на малолюдные технологии, то в условиях несправедливой конкуренции реализация этих проектов приведет к потере рабочих мест на уже существующих предприятиях в размерах возможно больших, чем вновь создаваемые. Таких оценок в проекте программы нет.
В Программе намечено «уделять внимание развитию социальной сферы», но всё развитие предлагается свести к стройкам «объектов», без понимания того, как и кто эти объекты будет эксплуатировать и за какие деньги содержать в условиях, когда социальные функции на Дальнем Востоке финансируются по остаточному принципу.
В Программе Дальний Восток обозначается, как новый центр роста экономики России, но на деле это центр демографического бедствия, из которого ежегодно уезжают навсегда десятки тысяч граждан.
На Дальнем Востоке в современной его конфигурации насчитывается более 4 млн. домашних хозяйств, живущих здесь, а не пришлых, но именно про них (основная задача которых растить и развивать человеческий потенциал, обеспечивать его благосостояние) в Национальной Программе нет вообще ничего. А ведь именно в домашних хозяйствах растет и развивается человеческий потенциал. В них принимаются решения о том, где люди будут жить, на какой территории, в какой стране. Баланс стоимости человеческого капитала и общественного блага (национального богатства), расположенного на территории Дальнего Востока, в разы меньше, чем в европейской части страны. Поэтому недостаточно будет просто повысить уровень доходов населения (в программе декларируется, что это поможет уменьшить его отток и смертность, значительно превышающие приток и рождаемость). Скорее такими мерами можно повысить мобильность населения, т.е. добиться обратного результата.
Для Национальной программы человеческий капитал, его размер, структура, мобильность, имеет абсолютный приоритет. Все остальные приоритеты должны находиться ему в соподчинении, иначе трудно ожидать здесь реальных масштабных частных инвестиций.
Не идут на территорию новые деньги, если те деньги, что на ней уже есть, не работают, потому что с ними работать тут некому; не может быть территория привлекательна для инвестиций, если она не привлекательна для людей.
Для того чтобы сделать ее привлекательной необходимо:
Во-первых – управлять землёй. «Управлять» - во всех смыслах этого слова, начиная с элементарного учёта земельных ресурсов, соблюдения законности и порядка в землепользовании и заканчивая санитарной чистотой и общим экологическим равновесием. Все мегапроекты («Угольные терминалы», «Заводы» и др.) должны быть выведены за пределы Национальной программы и реализоваться в
рамках государственных программ соответствующих министерств. В случае их фиаско (или долгостроя и последующего банкротства операторов) останутся тысячи гектаров земли, не подлежащей рекультивации. Риски реализации таких сценариев велики, например, темпы и сроки проектов - ВНКХ, «Приморье -1 и 2», завода СПГ или порта в бухте Троица, которые «реализуются» десятилетиями.
Во-вторых – развивать компетенции. Чтобы человеческий капитала умел превращать окружающий мир в экономику, люди должны многое знать и постоянно учиться. Нынешняя система образования на всех уровнях - от начальной школы до университетских программ - отстаёт не только от запросов инновационного производства, но и от вызовов всё более усложняющихся технологий потребления. Разрыв компетенций между уровнем знаний в области технологий и уровнем подготовки потребителей угрожает устойчивому развитию экономики, поскольку необразованный потребитель, скованный своим невежеством, не способен породить спрос на инновационный продукт. А отсутствие спроса – непреодолимое препятствие для создания новых рабочих мест в производственном секторе.
«Потребительское образование» сегодня также важно, как и «целевая профессиональная подготовка специалистов по заявкам предприятий и администраций». И это должен быть масштабный, по-настоящему, Национальный Проект, в рамках Национальной программы.
Следует взвесить, что эффективней для достижения целей Национальной программы (повышения численности населения Дальнего Востока) – потратить 500 млрд. рублей на угольные проекты или направить эти деньги на масштабное совершенствование системы образования, чтобы поднять уровень средних школ и колледжей, качественно расширить филиальную сеть дальневосточных ВУЗов. Причём, в первую очередь надо развивать филиалы за пределами ДФО, чтобы через них рекрутировать кадры на Дальний Восток.
В-третьих, Национальная Программа должна продемонстрировать отход от «ручного управления» экономикой в сторону институализации основных макроэкономических механизмов. Необходимо отказаться от без системности в «планировании» экономики на Дальнем Востоке, которой не было здесь даже во времена СССР.
Стимулировать приток зарубежных инвестиций можно вполне эффективно, если отработать механизмы экспорта национальных капиталов за рубеж – туда, где эффективность управления и бизнеса высока, а рынки товаров и услуг огромны. Это нормальная международная практика, которая не имеет ничего общего с пресловутым «бегством капитала». Такие экономики, как Ирландия, Бельгия, Макао, чувствуют себя вполне комфортно будучи номинально нетто-донорами финансовых активов.
Сегодня доллар, вложенный российскими дальневосточными предпринимателями в Китае, Корее, Вьетнаме, даст больший доход, чем доллар, вложенный в ТОР или СПВ. И, конечно, прибыль от этого доллара, репатриированная в Россию, увеличит национальное богатство нашей страны значительно больше. Для рачительного распоряжения деньгами на территориях Дальнего Востока, необходимо чтобы государство формировало соответствующие правила игры: обеспечивало протекционизм национальных инвестиций, защищало бы их, мотивировало репатриацию прибыли.
Вот эти механизмы, эти задачи, и эти проекты хотелось бы видеть в Национальной Программе развития Дальнего Востока.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОЗМОЖНОГО УЛУЧШЕНИЯ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1. Учитывая, что принимаемый документ является Программой, т.е. системой взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных проблем и задач, необходимо определить и зафиксировать в Программе конкретные сроки, ресурсы и исполнителей каждого мероприятия, проекта. Это позволит на первоначальном этапе оценить влияние, а в дальнейшем, при реализации Программы, эффективность и полноту исполнения.
2. Программа затрагивает реализацию крупнейших инвестиционных проектов Дальнего Востока, однако отсутствует синхронизация их реализации на всей территории, отсутствует описание и задачи по развитию магистральной инфраструктуры в соответствии с «Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года №2101-р.
3. Реализацию проектов необходимо синхронизировать по срокам исполнения, ресурсам (в т.ч. трудовым), исполнителям крупнейших проектов, реализуемых на всей территории Дальнего Востока России, а также соотнести их реализацию с текущими планами ведомств т.ч. монополистов отраслей энергетики, РЖД и пр. В обратном случае, имеется риск рассогласования ввода новых объектов и обеспечивающей магистральной инфраструктуры, который приведет к задержке начала эксплуатации, реализации проектов.
4. В Программе налицо имеющая место ведомственная разобщенность на Дальнем Востоке России, особенно проявляющаяся в действиях Минобороны России, Роскосмоса, Роснефти, Транснефти, Газпрома, угольных и энергетических компаний. В качестве примера можно привести развитие острова Русский, сдерживаемого, в том числе, ограничениями по использованию земель находящихся в ведении Минобороны РФ.
5. Одной из задач Программы, озвученной Президентом Российской Федерации, является «объединение в едином документе мероприятий государственных программ, национальных проектов, долгосрочных отраслевых планов ведомств и инфраструктурных компаний, стратегий развития всех дальневосточных регионов». Настоящая версия Программы не предусматривает указанное объединение, достижение поставленных задач, в т.ч. по приросту ВРП решается каждым субъектом Дальнего Востока России отдельно.
6. Каждый большой проект фактически требует особых условий его реализации. Например, строительство объектов Саммита АТЭС 2012 года в городе Владивостоке потребовало принятия отдельного федерального закона, а отсутствие аналогичного закона для создания космодрома «Восточный» фактически привело к невозможности строительства жилья для строителей и сотрудников космодрома и сдвинуло все сроки ввода объектов. Также, реализация данного проекта выявила
имеющуюся проблему транспортной проходимости Трансибирской магистрали в случае перевозки ракет тяжелого класса. В связи с чем, в Программе необходимо по крупнейшим проектам отразить работу в области законодательной основы и принятие в конкретные сроки указов Президента РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ.
7. Для машиностроения Дальнего Востока определяющее значение имеет оборонный заказ, при этом в Программе он не упоминается. Имеются инвестиционные проекты, в т.ч. проект по строительству судоверфи Звезда в Большом Камне, однако отсутствуют закрепленные обязательства Минобороны РФ в части оборонного заказа. Необходимо выделить раздел, направленный на обеспечение оборонного заказа, для всей территории Дальнего Востока России.
8. Учитывая территориальные особенности Дальнего Востока России, отраженные в разделе II «Конкурентные преимущества Дальнего Востока России в масштабе Азиатско-Тихоокеанского региона» Программы, необходимо отдельно описать мероприятия, связанные с международным сотрудничеством в экономической, политической и гуманитарной сферах. Значительное число проектов планируется к реализации для развития экспортно-импортных отношений. Отсутствие конкретных мероприятий в т.ч. межправительственного характера может поставить под вопрос реализацию ряда проектов на всей территории Дальнего Востока России.
9. В связи с актуальностью проблем пожаров и иных чрезвычайных ситуаций на Дальнем Востоке России, а также учитывая территориальные особенности, предлагаем отдельно предусмотреть в Программе мероприятия борьбы с ЧС.
10. В рамках Проекта программы планируется создание кластеров сельского хозяйства и рыбопереработки, при этом предлагается расширение единого механизма возмещения затрат только на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса за счет включения в него тепличных хозяйств на территории Дальнего Востока России. Предлагаем предусмотреть аналогичные меры и для предприятий рыбопереработки, добавив следующее положение: «расширить единый механизм в части покрытия понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса за счет включения в него тепличных хозяйств и предприятий рыбопереработки на территории Дальнего Востока России». Указанные меры поддержки позволят обеспечить конкурентные преимущества рыбоперерабатывающих предприятий с аналогичными предприятиями стран АТР.
11. В разделе Программы «Внутренние вызовы» как один из сдерживающих факторов указана проблема высоких железнодорожных тарифов для предприятий рыбопереработки, которые поставляют свою продукцию в европейскую часть страны, а способы ее решения не определены. Поэтому в целях решения данной проблемы в перечень направлений развития инвестиционной привлекательности рыбной промышленности и аквакультуры (раздел «Повышение инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики») предлагаем включить положение: «ввести механизм предоставления субсидий на транспортировку консервов, пресервов, фарша, филе минтая до центральных регионов России, вплоть до нулевого тарифа для предприятий рыбоперерабатывающей отрасли Дальнего Востока России».
12. При разработке Проекта программы на региональном уровне были сформированы мероприятия по детальной проработке видов поддержки сельского хозяйства (включая рыбопереработку и рыбную промышленность) и способов решения имеющихся проблем. Однако сейчас в Проекте программы предложения по поддержке рыбной промышленности отсутствуют. Это в дальнейшем не позволит создать рыбный кластер и значительно сократит возможность конкуренции в рыбной промышленности Дальнего Востока России и стран АТР.
Предлагаем в текст программы включить следующие виды поддержки рыбоперерабатывающей отрасли:
1) Льготное кредитование под 5% на 1 год, на закупку сырья и пополнение оборотных средств.
2) Социальная помощь (выплаты) с целью аренды (приобретения) жилья работниками, желающим переехать на Дальний Восток для работы на рыбопромышленных производствах.
3) Субсидирование создания транспортной инфраструктуры, ведущей к приоритетным региональным проектам (в случае выделения на законодательном уровне субъектов таковых) или значимым объектам населенных пунктов, в которых расположены (планируются к вводу) рыбоперерабатывающие предприятия.
4) Субсидии на единицу продукции готовой к употреблению (консервы, пресервы и др.), выпускаемой в море и на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях.
13. По тексту Проекта необходимо скорректировать, в соответствии с ранее направленными регионами Дальнего Востока предложениями, названия инвестиционных проектов, во избежание неверного толкования. Например, в разделе «Приморский край развитие экономики» указан проект: «Строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса в г. Большой Камень», предлагаем изложить как «Строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса в г. Большой Камень на площадке АО «РК «Новый Мир». Таким образом, необходимо проверить и скорректировать названия всех 1600 инвестиционных проектов программы.
14. Одним из основных препятствий в развитии крупных инвестиционных проектов в туристской отрасли, являются неконкурентоспособные тарифы на электроэнергию и другие услуги ЖКХ, действующие на территории Дальнего Востока. Например, в Хасанском муниципальном районе Приморского края, который обладает выгодными природно-климатическими условиями для развития пляжной рекреации и экотуризма стоимость 1 кВт электроэнергии на 01.01.2019 составила 6,21 руб. В этой связи, предлагаем рассмотреть возможность распространения механизма снижения до среднероссийского уровня тарифов на электроэнергию на территорию Дальнего Востока, в том числе для предприятий туристкой отрасли.
15. В целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма предлагаем также распространить механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов не только строительства новых гостиниц, но и строительства развлекательных объектов круглогодичного использования (аквапарков, парков развлечений).
16. Один из основных «якорных» проектов Дальнего Востока является
строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК), вместе с тем в настоящее время отсутствуют официальные разъяснения/предложения от ФНС об экономических льготах и преференциях для него, которые позволили бы считать проект эффективным. От Роснефти (инициаторе) нет ясной информации о судьбе этого проекта и условиях, на которых он подлежит дальнейшей реализации. Вместе с тем сроком выхода на полную мощность ВНХК являлся в 2029 год.
17. Содержание пункта «Повышение качества жизни на Дальнем Востоке» раздела IV «Общие цели и направления социально-экономического развития Дальнего Востока России до 2025 г.» Программы не соответствует содержанию проекта, согласованного 12 апреля 2019 года в рамках совещания, организованного Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, на котором были рассмотрены проекты «социальных» разделов планов социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа в рамках подготовки Программы.
Так в вышеуказанном пункте Программы отсутствует направление «Занятость и трудовая мобильность», которое ранее было согласовано Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
В направлении «Поддержка семей с детьми» отсутствует ряд ранее согласованных мер поддержки семей с детьми, в том числе:
1) Предоставление сертификатов для многодетных семей с детьми для семейного отдыха в Дальневосточном федеральном округе.
2) Проект «Создай семью на Дальнем Востоке» (предоставление сертификата «Здоровье молодой семьи» при заключении брака).
3) Софинансирование из федерального бюджета расходов регионов на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, ухудшены условия предоставления семьям с детьми следующих мер поддержки:
1) Осуществление единовременной выплаты в размере регионального прожиточного минимума при рождении первого ребенка (ранее согласовано предоставление выплаты в размере 2-х региональных прожиточных минимумов).
2) Субсидирование ипотеки для обеспечения ставки не выше 5% семьям, имеющим двух и более детей, в том числе для приобретения жилья на вторичном рынке в сельских населенных пунктах (ранее согласована мера по предоставлению сниженной ставки ипотечных кредитов (в ДФО – до 2%), выданных кредитными организациями и АО «ДОМ.РФ» семьям, имеющим двух и более детей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом России на весь XXI век.
Целью новой государственной политики является «создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего развития частные инвестиции, а за ними новые рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей».
На наш взгляд, в этой цели неверно выбран адресат социально-экономической политики и нарушен порядок следования целей.
Главным бенефициаром Программы должны стать домашние хозяйства Дальнего Востока, основная задача которых растить и развивать человеческий потенциал, обеспечивать его благосостояние. На основе их благосостояния должен быть рассчитан баланс стоимости человеческого капитала и общественного блага (национального богатства), расположенного на территории Дальнего Востока, обеспеченного домашними хозяйствами. Этот баланс должен быть сравним с аналогичным балансом в европейской части России, а также СВА. Сейчас он существенно меньше.
Такой баланс позволит разработать комплекс мер (некоторые мы обозначили выше) для решения задачи, поставленной на последнее место в цели Проекта национальной программы: «формирование привлекательных условий для жизни людей» и создание «нового качества социальной сферы». Далее на его основе должна быть разработана система развития экономики Дальнего Востока, как единого целого, обеспечивающая развитие жизни и экономики.
Анализ показывает, что практически все цели, обозначенные в Национальной программе, не обеспечены проектами, которые позволят их достичь.
1 Доклад Александра Козлова на итоговой Коллегии Минвостокразвития России, 03.07.2019
https://minvr.ru/press-center/news/22740/
2 Там же
3 Доклад Александра Козлова на итоговой Коллегии Минвостокразвития России, 03.07.2019
https://minvr.ru/press-center/news/22740/
4 Доклад Александра Козлова на итоговой Коллегии Минвостокразвития России, 03.07.2019
Файл | Размер |
---|---|
![]() | 537.77 КБ |