Доклад Александра Козлова на итоговой Коллегии Минвостокразвития России

03 июля 2019

Сегодня мы уже не отделяем в названии Министерства «Дальний Восток» и «Арктику». Также, мы ни в коем случае, не отделяем себя от тех решений и той работы, которая велась все эти годы. Преемственность – это постулат, на котором держится государство.

Итак, что удалось сделать за предшествующие года. Сначала коротко, потом подробнее на каждом пункте остановлюсь.

Во-первых, промышленное производство на Дальнем Востоке росло почти в 3 раза быстрее общероссийских темпов.

Во-вторых, за 4 года на Дальний Восток пришло 33 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций.

В-третьих, в рамках новых механизмов развития на Дальнем Востоке запущена реализация 1610 новых инвестиционных проектов. На сегодня уже работают 217 новых предприятий, фактически создано больше 36 тысяч рабочих мест.

В-четвёртых, с 2018 года запущена специальная программа социального обустройства новых центров экономического роста, в рамках которой на Дальнем Востоке будет построен и модернизирован 431 социальный объект.

При этом у нас сохранились вызовы, над которыми нам ещё предстоит поработать.

Конечно, это естественная убыль, миграционный отток. И дефицит кадров.

До сих пор сохраняются отставания по ключевым социальным показателям. Это ожидаемая продолжительность жизни, смертность населения трудоспособного возраста, уровень смертности в результате ДТП.

Плотность автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры.  К примеру, расходы на логистику достигают 50 % в себестоимости продукции

Высока доля ветхого и аварийного жилищного фонда. А темпы ввода нового жилья в 1,5 раза ниже среднероссийских.

 

Все эти задачи носят не отвлеченный, не абстрактный характер, они все очень конкретные. Люди ждут от нас эффективной, результативной работы.  

И теперь я хочу подробнее остановиться на том, что мы уже имеем как результат и что нам ещё предстоит сделать.

Для Дальнего Востока были созданы уникальные преференциальные режимы. Была разработана современная нормативная база. На сегодняшний день 40 федеральных законов и 190 Постановлений Правительства обеспечивают стабильность и конкурентность условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке.

Благодаря созданным преференциальным режимам (ТОР, СПВ, инфраструктурная и административная поддержки) бизнесмены повернулись в дальневосточную сторону. В регионе начали строиться предприятия, создаваться новые рабочие места. Условные весы, на которых инвесторы взвешивают «за» и «против», тянут их на Дальний Восток.

В ДФО стартовали крупнейшие стройки страны. В Амурской области - это газоперерабатывающий завод с проектной мощностью 42 млрд кубометров газа в год. В Приморском крае – крупнейшая в России судоверфь «Звезда», которая будет выпускать крупнотоннажные суда ледового класса, в Якутии - ГОК «Денисовский» и ГОК «Инаглинский». На Чукотке – это разработка крупного золото-медного месторождения «Песчанка» Баимской рудной зоны.

 Сейчас на Дальнем Востоке заявлено 39 крупнейших инвестиционных проектов, в будущем – это 70 тысяч рабочих мест. Среди них как совершенно новые отрасли для Дальнего Востока (нефте-газохимия), так и традиционные (добыча угля). Но главное в другом. Все они -  якорные проекты, которые уже начинают менять облик Дальнего Востока. Во-первых, в экономическом плане, а, во-вторых, в инфраструктурном. Это одна из преференций, которая существует в ДФО.  От реализации которой выигрывает не только инвестор, но и регион.

То есть инвесторы вкладывают деньги в стройку предприятия, создают рабочие места, а мы – как государство – даем субсидию на строительство «дорогой инфраструктуры», которые они сами не потянут. Это объекты электроэнергетики, железнодорожной инфраструктуры, наружного газопровода, крупных автомобильных дорог. Субсидии уже получили 10 инвесторов на сумму 24 миллиарда рублей. В прошлом году ввели в строй 5 объектов (автомосты, железнодорожная инфраструктура и энергетическая подстанция). В этом году сдадутся два крупных энергосетевых объекта, которые были профинансированы в прошлом году. Линия 220 киловольт «Февральск-Рудная» (174 километра) в Амурской области и линия 220 киловольт «Усть-Омчуг – Омчак Новая» (120 километров) в Магаданской области. Благодаря такой поддержке запущены такие крупные предприятия, как горно-обогатительный комбинат на базе Наталкинского золоторудного месторождения компании Полюс и Тарынский горно-обогатительный комбинат.  Не было на Дальнем Востоке такого производства, и не появилось бы, если бы не преференциальные режимы.

Помимо инфраструктурной поддержки, мы оказываем и административную. Это тоже важно. На данный момент помогаем сопровождать 43 инвестпроекта. Среди них, например, строительство автомобильного моста «Благовещенск – Хэйхэ» в Амурской области, строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области, модернизация и расширение производства фабрики деревянных игрушек "Эко Тойс" в Приморском крае.

Кроме этого, с помощью Фонда развития Дальнего Востока инвестор может рассчитывать на, так называемые, дешёвые кредиты. По такой схеме строится терминал Хабаровского аэропорта. В сентябре он будет сдан. Это как пример ещё одного вида поддержки.

В целом, на сегодняшний день на Дальнем Востоке запустились 217 предприятий. Остальные инвестиционные проекты (а их общее число – 1610) находятся в разной степени готовности. Кто-то еще в стадии бизнес-плана, у кого-то разрабатывается проектно-сметная документация, кто-то уже «зашел в стройку». Могу сказать так, те проекты, которые были хорошо проработаны – реализуются хорошими темпами. Но есть проекты, которым необходима дополнительная поддержка. На региональном уровне, на федеральном.

К примеру, мы разрабатываем меру, которая может поддержать будущие проекты – это снижение ставки кредитования для перерабатывающих предприятий и субсидирование процентной ставки по банковским гарантиям в целях ускоренного возмещения НДС.

Хочу подчеркнуть, что мы адресно работаем с каждым инвестором. По всем вопросам, которые возникают. Они – рискуют деньгами, и наша задача предложить им новые механизмы. Поскольку цель одна - довести проект до конца, чтобы он не остался «заявкой на бумажке», а был реализован, чтобы люди устроились на работу на новое предприятие.

Президент России Владимир Путин чётко поставил перед нами цель. Ускорение экономического роста. И мы работаем в этом направлении. Какие-то механизмы – на достижение этой цели - уже успешно работают, а какие-то требуют усовершенствования или принятия.

По нашим предложениям, ускорить экономический рост регионов Дальнего Востока помогут такие меры, как, например, компенсация затрат на мелиорацию и известкование почв сельскохозяйственным проектам; введение залежей в оборот поможет привлечь новых инвесторов.  А если увеличить размер возмещения части понесенных затрат на создание молочных ферм, и ввести возмещение на создание теплиц, то это позволит кратно увеличить число предприятий, которые будут поставлять на местный рынок молочную продукцию и овощи. Это особенно важно для таких регионов как Якутия и Камчатка.

Кроме этого, мы поддерживаем министерство сельского хозяйства России, которое выступает за субсидирование затрат крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов на энергоносители и доставку техники. Это поможет остановить их масштабное сокращение.

Мы ведем, на самом деле, скрупулёзную работу по анализу уже действующих преференций. Поскольку мы понимаем, что придумать «раз и навсегда» - невозможно.

Мир меняется стремительно, и мы должны за ним успевать.

Также к нам обращается бизнес и региональные власти, и мы реагируем на каждый их запрос. Например, они вышли к нам с предложением пересмотреть систему налоговых льгот для резидентов ТОР и СПВ. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Один из пунктов – сделать ставку на прибыль организаций 7 % с момента проекта. Вместо нынешнего 0 в течение 5 лет и в дальнейшем – увеличения процентов. Ключевая идея этого изменения, на которую обращают внимание главы, и инвесторы – это то, что регионы сразу начнут получать налоговые доходы от реализации инвест.проектов. Плюс это сделает экономику средних и крупных проектов более эффективной.

Также, по их просьбе, мы прорабатываем вопрос по созданию в структуре Корпорации развития Дальнего Востока (которая является управляющей компанией всех ТОР и СПВ) – проектного института, который будет наделен полномочиями осуществлять государственную экспертизу проектно-сметной документации и подтверждения сметной стоимости объектов резидентов и инфраструктуры ТОР и СПВ. Что это даст? Это даст сокращение сроков и оптимизирует административные процедуры. К слову, такими полномочиями уже наделена Госкорпорация «Росатом».

Мы выступаем за продление действующего механизма снижения энерготарифов для промышленных потребителей. Принятое Владимиром Путиным в 2017 году решение о снижении тарифов стало существенным фактором ускорения социально-экономического развития макрорегиона. Для 86 тысяч предприятий и 7 тысяч бюджетных организаций в 5 дальневосточных регионах тариф был снижен. По новому Поручению Президента – механизм будет продлен до 2028 года. Разработанный нами законопроект сейчас уже проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.

В первом чтении Государственной Думой приняты изменения в федеральный закон о территориях опережающего развития, благодаря которым в ТОР будут включены и поверхностные водные объекты. Это очень важно, потому что это уточняет местоположение границ ТОР и расширяет возможности ведения бизнеса на Дальнем Востоке. Пример компания «Новатэк». Благодаря АкваТОРу предприятие сможет реализовать свой проект, а Камчатка получит источник газа.   

Мы все говорим о том, как дико вырубается лес. Сколько кругляка вывозится. Это надо прекращать! На территории Дальнего Востока должны быть созданы производства по переработке; местные должны их создавать и местные же заниматься экспортом. Наши инициативы по повышению таможенных пошлин на вывоз необработанного леса уже приняты, и это станет стимулом для развития деревообрабатывающей промышленности.

Так, с 1 января 2019 года пошлины увеличилась до 40 %,

с 1 января 2020 года вырастут до 60 %,

а с 1 января 2021 года – до 80%.

Также мы предлагаем создать единый цифровой сервис управления лесными ресурсами Дальнего Востока.

Он позволит визуализировать доступные для ведения бизнеса участки (у которых нет запретов и обременений), их качественные и количественные характеристики. И именно через сервис – подавать заявки на проведение электронных аукционов по распределению.  

Ещё мы предлагаем создать единый цифровой сервис управления землями сельхозназначения. Он позволит выявлять неиспользуемые, или используемые не по назначению земли, обеспечивать подачу заявок на предоставление участков.

Единые базы, унифицированные требования. Дальний Восток – это не сырьевой придаток. Мы должны с умом подходить к распределению ресурсов. А не так, «где захотел, там и раскопал».

Мы многое сделали в плане льготных авиабилетов. Это в принципе была одна из первых задач новой команды министерства, и моя на посту министра. Мы заступили именно в тот момент, когда за 2 недели кончились все льготные билеты на Дальнем Востоке.  Люди вообще не могли никуда улететь. Почему так случилось? Потому что финансирование сокращалось три года подряд, но мы добились перелома ситуации. Нам удалось увеличить финансирование. На Дальний Восток уже выделено 5,5 млрд рублей, это почти в два раза больше, чем в 2018 году. Кроме того, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил выделить в 2019 году на субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока дополнительные бюджетные ассигнования в размере 2,7 млрд рублей при корректировке федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы. За счет этого будет перевезено больше одного миллиона пассажиров! (в прошлом году – 600 тысяч)

Теперь льготными авиабилетами могут воспользоваться многодетные семьи. Таких на Дальнем Востоке – 125 тысяч. Также мы смогли добиться, что программа стала круглогодичной. И увеличился перечень маршрутов до 134-ёх.  

Но мы можем констатировать, что на сегодняшний день 28 маршрутов не открылись. Например, такие как Благовещенск-Владивосток-Благовещенск, Анадырь-Новосибирск, Южно-Сахалинск-Елизово, Чита-Владивосток. Причина – размер компенсации авиакомпаниям не соответствует потребностям затрат. Поэтому впереди много работы по этому направлению.

Благодаря совместной работе с министерством транспорта и лично министром Евгением Дитрихом, нам впервые удалось включить 40 дальневосточных аэропортов в комплексный магистральный план. Потребность, конечно, выше. Но 40 – это уже прогресс.  До 2024 года будут построены или реконструированы 16 аэропортов в Якутии, 7 на Чукотке, 6 на Камчатке, 4 аэропорта в Хабаровском крае, 3 в Магаданской области, и по 2 аэропорта в Амурской области и Забайкальском крае.

Но до сих пор очень острым остается вопрос региональных авиаперевозок. Поручение – создать региональную авиакомпанию – Председатель Правительства дал ещё 28 ноября 2017 года. И я могу ответственно заявить, что оно до сих пор не выполнено теми ведомствами, которым это поручено. А жители дальнего Востока продолжают летать из Анадыря в Благовещенск – через Москву. Или из Южно-Сахалинска – через Хабаровск – в Магадан. 

К слову, региональные авиаперевозки позволят и кратно увеличить внутренний туризм. А если говорить в целом о въездном туризме на Дальний Восток, то у нас уже успешно применяется механизм электронной визы. Сейчас граждане 19 стран могут получить визу по упрощенной схеме. Мы же предлагаем расширить механизм на все государства, входящие в АТЭС. Хочу отметить, что механизм электронной визы моментально стал востребованным. Это подтверждается тем, что летом этого года Президент России Владимир Путин поручил обеспечить введение с 2021 года единой электронной визы для въезда иностранцев на территорию всей России.

Также мы выступаем за введение во всех международных аэропортах Дальнего Востока услуги Tax Free.

С апреля 2018 г. в 12 регионах России в экспериментальном порядке действует режим Tax Free (возврат иностранным туристам НДС при вывозе товаров за границу). Ни один дальневосточный регион в эксперименте не участвует. За время действия пилотного проекта в 2018 г. иностранцы купили в России товары на 8 млрд руб. Средний чек покупки у иностранцев, использовавших tax free, составил 100 тыс. руб., самыми активными покупателями были китайцы. И ни для кого не секрет, что наибольшее число туристов из Китая посещает Москву и Санкт-Петербург, а на третьем и четвёртом местах - Владивосток и Благовещенск. Поэтому tax free, уверен, принесет свои плоды.

Новые механизмы поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке (ТОР и СПВ) действуют в отношении исключительно новых инвестиционных проектов. Вместе с тем, на Дальнем Востоке наблюдается сокращение инвестиций в действующие производства, малых и средних предприятий. За последние 5 лет доля обрабатывающей промышленности в экономике Дальнего Востока остается неизменной.

Поэтому мы прорабатываем вопрос введения механизма специального вычета, который будет направлен на стимулирование инвестиций в модернизацию существующих предприятий.

По этому механизму инвестор сможет вернуть затраты на модернизацию своего предприятия. После проведения модернизации он сможет уплачивать меньше налогов на прибыль, на имущество и земельного, тем самым возвращая вложенные средства в новые мощности.

 

Поддержка действующих предприятий, работа с новыми. И везде – наша принципиальная позиция - это местные рабочие кадры!

Минвостокразвития во всех вопросах поддерживает исключительно местное население. Да, этот вопрос, к сожалению, пока относится к задаче, которую я в самом начале выступления отнес к «сохранившимся вызовам». Это дефицит кадров. Поэтому мы должны воспитать собственные, дальневосточные кадры!

Что мы можем сделать - и уже начали делать - в рамках тех полномочий, которые есть у министерства. Мы дали регионам деньги на модернизацию оборудования колледжей и техникумов. То есть образовательных учреждений, где готовятся, такие нужные для нынешнего Дальнего Востока, рабочие кадры. В 75 средних профессиональных учреждениях до 2021 года полностью обновится оборудование. Потому что молодежь должна учиться на том, на чём потом будет работать. Чтобы не переучиваться на производстве.  Кроме этого учебное оборудование модернизируется в тех населенных пунктах, где появляются новые производства.

Это вообще принцип «Единой субсидии». Мы даем федеральные деньги на те аспекты, по которым у региона наблюдается отставание; и где местные бюджеты просто не потянут ношу строительства социальной инфраструктуры. По всему Дальнему Востоку были определены 58 центров экономического роста: это муниципалитеты, где будут реализованы инвестиционные проекты. Совместно с региональными властями были проанализированы отставания. Например, в Амурской области строится крупнейший в России газоперерабатывающий завод, а в городе Свободном – рядом с которым развернулось масштабное строительство огромная проблема с чистой водой. Поэтому деньги, в рамках «Единой субсидии», были выделены в частности и на строительство системы водоснабжения и инженерные сети. В Приморском крае отмечается большой процент изношенности медицинского оборудования, поэтому федеральные деньги идут на модернизацию техники в больницах и поликлиниках.

И да, мы исходили исключительно из таких отставаний, которые невозможно прописать отдельным законом или они не подпадают под критерии действующих. Например, в столице Бурятии очень хорошо развито трамвайное движение, по оценкам, бОльшая часть жителей пользуется именно трамваями. Но, извините, последний раз трамвай покупался в 1996 году. Представляете, как выглядит общественный транспорт, который больше 20 лет на ежедневном ходу? 

В итоге до 2021 года в 11 регионах Дальнего Востока будет построен и модернизирован 431 социальных объект. Из федерального бюджета на эти цели выделено больше 94 миллиардов рублей.

В прошлом году уже построены и отремонтированы 6 школ, 3 больницы, 11 спортивных объектов, 17 объектов инженерной инфраструктуры. В этом году планируется завершить 167.

Назову самые крупные.

Например, в Хабаровском крае построят станцию скорой медицинской помощи г. Комсомольск-на-Амуре и бассейн в поселке Чегдомын.

В Еврейской автономной области капитально отремонтируют детскую областную больницу в Биробиджане, амбулаторию в посёлке Приамурский; помещения в областной больнице. Будет приобретено 38 квартир для педагогических работников.

На Камчатке модернизируют оборудование в 6 учреждениях среднего профессионального образования.

На Чукотке – реконструируют корпуса «Чаунской районной больницы,

а в Магаданской области - капитально отремонтируют первый этаж соматического стационара областной детской больницы и помещения «Тенькинской районной больницы»

В Амурской области идет берегоукрепление набережной р. Амур в г. Благовещенск, будет построена в этом году пристройка к детскому садику в г. Свободный. Капитально отремонтируют инфекционное и травматологическое отделения Свободненской больницы. Запланировано переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Свободный

В этом году в Приморском крае, помимо модернизации мед.оборудования в 23-ёх учреждениях здравоохранения, построят дом культуры и сельский клуб, физкультурно-оздоровительный комплекс в г.Фокино, крытый тренировочный каток в г.Уссурийск, детский сад в г. Владивосток.

 

На Сахалине очень много в этом году сделают. Например, построят: магистральный трубопровод до г. Холмска; очистные сооружения на р. Малка; котельную и сети теплоснабжения в с. Ильинское; спортивно-оздоровительный комплекс в г. Северо-Курильск; распределительные газопроводы в муниципальных образованиях; жилые многоквартирные дома в рамках работы по сейсмоусилению и многое другое.

В Республике Бурятия построят: 6 спортивных площадок с искусственным покрытием и универсальный спортивный комплекс; 3 сельских дома культуры; Капитально отремонтируют 6 больниц; 19 школ; 9 детских садов; 3 сельских домов культуры; 4 средних профессиональных учреждений; На федеральные деньги купят трамвайные вагоны. Будет модернизировано оборудование в 16 средних профессиональных учреждениях и медицинское оборудование в 32 учреждениях здравоохранения.

В Забайкальском крае построят 20 спортивных площадок. Капитально отремонтируют 48 школ; 3 детских сада; 4 учреждения культуры; 9 спортивных учреждений; 30 участков региональных автодорог. Приобретут 54 автомобиля скорой медицинской помощи; 75 квартир для мед.работников; 34 уличных тренажерных комплексов; 200 детских площадок; 200 спортивных площадок. Также реконструируют театр «Забайкальские узоры» и разработают ПСД для туберкулезной больницы, краевой детской клинической больницы и 3 физкультурно-оздоровительных комплексов.

Но до 2021 года объектов больше, и в их числе есть очень крупные, очень «тяжелые», решения по которым не принимались десятилетиями. Это строительство республиканского кардиоцентра в Якутске, это капитальный ремонт дороги в Магадане, которая ведет в порт, и которая буквально обрушилась. Это дорога Артем-Находка, тут, конечно, команда Приморья взяла на себя очень смелое обязательство и ответственность в этой части. А в Бурятии – это строительство Республиканский национальный музей.

Ещё раз повторюсь, эта работа для Дальнего Востока – беспрецедентная. Ещё никогда наши регионы не получали столько федеральных денег для строительства и ремонта социальных объектов. Знаете, еще пять лет назад в Государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», не учитывая магистральные проекты на социальные объекты было заложено 0 рублей, 0 копеек! А сегодня – трехлетний бюджет (2019-2021 гг.) – перевалил за 184 миллиарда рублей! Никогда. Никогда Дальний Восток не получал столько денег.

 Что касается этого механизма, отмечу, что так как он абсолютно новый и, соответственно, времени на репетиции нет. В этом вопросе хочу поблагодарить Счётную палату, которая провела проверку и сделала свои замечания. Мы обязательно учтём это и будем усиливать контроль за реализацией и за освоением федеральных бюджетных средств. Хотим и от регионов добиться безусловного выполнения всех взятых на себя обязательств.

Единственное, хотел бы здесь отметить, что всё же мы хотим оставить за собой право на маневр. Для этого проводится подкомиссия под председательством Юрия Петровича. Подкомиссия – это возможность маневрировать: переносить, добавлять, исключать. Ведь в этом вопросе главное люди; кому будет лучше от того, что у региона заберут деньги и отдадут обратно в бюджет? Родителям, которые не смогут отвести своего ребенка в новый детских садик? Школьникам, которые ходят в уличные туалеты? Вряд ли. Поэтому мы выступаем за то, чтобы шанс на маневры был. Но, конечно, оправданный и подкрепленный железобетонными обоснованиями. А не так, что команда прошлого главы региона не успела, или подрядчик наврал. Это недопустимо.

 

 

Еще один вызов, который остается перед нами – это отставания по ключевым социальным показателям. Повышение качества жизни до уровня выше среднероссийского в каждом регионе Дальнего Востока – это еще одна цель, которую нам поставил Президент страны Владимир Путин.

На повышение, в частности, нацелены национальные проекты. В них очень большой пласт работы, который предстоит осуществить всем: федеральным органам власти, региональным командам. У нас есть конкретные показатели, на которые мы должны выйти к 2024 году. Например, средняя продолжительность жизни - 78 лет, снижение смертности трудоспособного населения в 1,5 раза,        50% региональных дорог должны соответствовать нормативному состоянию, доля аварийного жилья должна постепенно уменьшаться, чтобы к 2024 году полностью исчезнуть.

Какие решения уже приняты.

Благодаря совместной работе с МинСтроем удалось «посчитать» квадратный метр жилья на Дальнем Востоке. Установленные минстроем цены средней рыночной стоимости метра используются для расчетов соцвыплат для граждан, которым они предоставляются на приобретение жилья за счет бюджета. И раньше стоимость была сильно занижена.

Мы смогли доказать, что четыре дальневосточных региона: Якутия, Камчатка, Магадан и Чукотка – недофинансировались из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Из-за ограничительного подхода регионы ежегодно недополучали больше 13 млрд рублей, или 24%. Так вот, нам удалось изменить индексы бюджетных расходов и бюджеты начали пополняться.

И еще два примера решений, которые уже приняты и реализуются. Оба были приняты по нашим предложениям. Юрий Петрович Трутнев лично докладывал Президенту страны, после чего было дано поручение разработать и внедрить.

Так, семьи, в которых рождается первенец теперь будут получать единовременные выплаты в размере двукратной величины прожиточного минимума в регионе. При рождении второго ребёнка - региональный материнский капитал в размере 135,9 тысяч рублей. Рассчитываем, что в этом году единовременные выплаты будут предоставлены при рождении не менее 34 тысяч первенцев. Еще не менее 35 тысяч семей получат материнский капитал при рождении вторых детей.

Принята пониженная ставка ипотечного кредита для семей, у которых родился второй и последующие дети. Ипотека под 5 процентов – только на Дальнем Востоке. Также мы проработали вопрос, что можно приобретать жильё на вторичном рынке в сельских населённых пунктах. Ожидаем, что ежегодно этой помощью смогут воспользоваться 9800 семей.

Но мы идем дальше. Мы хотим, чтобы ипотека на Дальнем Востоке была ещё ниже.  Мы разработали механизм предоставления льготной ипотеки в 2 процента на покупку, строительство и ремонт жилья, как квартир, так и домов. Кредит будет выдаваться сроком до 20 лет, без первоначального взноса. Планируем, что первый кредит выдадим до декабря этого года. Предполагается, что первыми пользователями «дальневосточной ипотеки» станут такие категории граждан, как участники программы «Дальневосточный гектар» и молодые семьи, в которых возраст одного из супругов не достиг 35 лет. Максимальный размер займа составит 4 млн рублей для строительства жилья, приобретения домокомплекта для участников программы «Дальневосточный гектар» и для приобретения жилья эконом-класса для молодых семей.

Количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ДФО, составляет около 15800. А число граждан, которые готовы строить дом на своем «дальневосточном гектаре» - 8200 человек. 

И к слову, о программе «дальневосточный гектар» в целом. Это программа -  в первую очередь упрощенная процедура получения земли. То, что её начали воспринимать как переселенческую программу – неправильно. Дальний Восток, конечно, нуждается в том, чтобы отток прекратился, но мы же все прекрасно понимаем, что в 21 веке – веке урбанизации и цифровых технологий – работать на земле хотят единицы. Но всё же эти люди есть. Кто-то хочет построить дом, кто-то собирает мёд, кто-то планирует заняться бизнесом. Идей у людей много, а мы им упростили получение земельного участка. Сегодня почти 69 тысяч человек уже получили землю, еще примерно семи тысячам выдача земли одобрена. Много это или мало? Для Москвы, наверное, мало, но для Дальнего Востока – 69 тысяч человек – это много! И я не устану повторять, что для наших регионов каждый человек – важен!

И нам важно, чтобы качество жизни людей на Дальнем Востоке – росло. Работая над решением задач по национальным проектам, мы, совместно с губернаторами дальневосточных регионов и федеральными министрами проанализировали целевые показатели, которые ставят перед нами национальные проекты.  Обсуждали это на форуме в Сочи, на Совете глав во Владивостоке. И увидели, что нац.проекты не в полной мере учитывают особенности Дальнего Востока, и за счёт накопленных десятилетиями отставаний, не выводят показатели на среднероссийский уровень.

Поэтому мы учли недостающие мероприятия и прописали дополнительные, которые отражают специфику региона. Мы оцифровали всё. Помимо этого, спросили у жителей Дальнего Востока, что, они считают, необходимо решить в первую очередь. Учитывая мнение 230 тысяч человек, научные расчеты институтов, предложения профессионального сообщества, представителей всех сфер жизни – мы подготовили масштабную работу. Это действительно серьёзный труд: с анализом, обоснованиями, просчитанными результатами.

Сейчас проект Национальной программы находится в Правительстве РФ. Он прошел согласование с 22 министерствами и ведомствами. На прошлой неделе мы представили Проект Совету Федерации, прошли обсуждения в Правительстве. Была критика, были замечания. Но мы готовы к этому, ведь ДО принятия можем спорить, дискутировать; соглашаться или не поддерживать. Но главное во всём этом – выдача продукта, который будет работать на благо 8,2 миллионов человек!

Мы посчитали всё. Всё, что нужно, чтобы сделать рывок и превысить среднероссийские показатели. Посчитано по доступности медицины, образования, спорта и других сфер. Например, надо дополнительно построить 112 детских садов, 891 фельдшерско-акушерский пункт. Капитально отремонтировать 480 школ, 388 объектов культуры, 1205 медицинских организаций!  Дальнему Востоку нужны больше тысячи машин скорой помощи и 13 тысяч единиц нового медицинского оборудования. Мы посчитали также, и то, что региону не хватает 4329 врачей и участковых. Численность полицейских от которых зависит первичная профилактика преступлений необходимо увеличить до 2414 человек! Нужны дороги, аэропорты, поезда (пока ещё обычные) – чтобы просто ходили. Необходимы выплаты и дальневосточные бонусы.

Да, это дорого. Но мы считаем, что это того стоит.

В каком виде предстанет программа для подписания, будет известно в сентябре. Мы ожидаем, что Владимир Путин сделает это на пятом Восточном экономическом форуме. Мы настаиваем на том, что это должен быть единый документ, но есть и другое мнение, что возможно не нужно принимать новую программу, а до капитализировать уже существующую государственную программу. На дискуссии у нас осталось два месяца; подготовка к Государственному Совету, на котором и будет озвучено решение, состоится в сентябре во Владивостоке.

Председателем рабочей группы подготовки выступает глава Якутии Айсен Николаев. Все дальневосточные губернаторы входят в группы. Потому что это важно для каждого региона.

Решение за Правительством и главой государства.

 

В этом году нас стало больше. И это стало одним из подтверждений того, что механизмы развития и преференции Дальнего Востока – дают стимул. 4 ноября 2018 года Владимир Путин подписал Указ о включении Забайкальского края и Республики Бурятия в состав ДФО. Хочу ещё раз подчеркнуть, что это не про географию. Это про преференции. Возможность для регионов воспользоваться теми механизмами, которые созданы на Дальнем Востоке. На сегодняшний день в регионах заработали все институты развития, в международных аэропортах - механизм электронной визы. Жители, подпадающие под категории, могут воспользоваться льготными авиабилетами. Во втором чтении в Государственной Думе находится закон о распространении на территории регионов упрощенной процедуры получения земли. В Бурятии создана ТОР. Постановление о ТОР «Забайкалье» находится на согласовании в Правительстве. Кроме того, регионы получат из федерального бюджета почти 16 миллиардов рублей для строительства, ремонта и модернизации социальных объектов. В Забайкалье – 70 объектов, в Бурятии – 74. Будем честны, это большие цифры для нынешних условий жизни в регионах.

 Также в этом году в полномочия министерства была добавлена арктическая зона России. Что мы уже сделали, и что еще предстоит в этом году.

Уже в конце апреля (то есть на весь массив работы нам отвелось всего чуть больше месяца) мы вынесли на общественное обсуждение базовый вариант преференций для проектов в арктической зоне. Это не один документ, а пакет из 4-ёх законопроектов, а также связанные с этим поправки в Налоговый, Трудовой кодекс и еще ряд законодательных актов.

Мы проанализировали каждый инвестиционный проект в Арктике. И по каждому будем предлагать разработать комплексный план с точки зрения задач по инфраструктуре, финансированию, привлечению кадров, изменению нормативно-правовых актов. У нас уже есть такой пример, мы его начали реализовывать в проекте «Новатэк» на Камчатке. Этот комплексный план утверждается Председателем Правительства и является обязательным для исполнения каждым.

Вместе с Росатомом и Минтрансом планируем синхронизировать сроки строительства ледоколов, грузовых судов, аварийно-спасательного флота, портовой инфраструктуры со сроками реализации инвестиционных проектов. Исходя из того, что такая инфраструктура должна появиться раньше, чем запускается новое производство мы предлагаем заключить с действующими инвесторами обязывающие соглашения. Чтобы они вывозили продукцию по Севморпути.   Указ Президента чётко ставит нам задачу – увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн к 2024 году.  И эта задача будет выполнена с нашими коллегами из Росатома. Свое видение мы уже представили двум вице-премьерам - Юрию Трутневу и Юрию Борисову. Пока это только видение того, как может развиваться Севморпуть как конкурентный транспортный коридор.

Кроме этого, к концу 2019 года мы должны разработать два документа: Основы гос.политики и стратегию развития. В первом документе будут содержаться общие подходы и принципы, во втором – непосредственная стратегия, где будут сформулированы очень четкие цели - измеримые, понятные.

Стратегия обязана ответить на все вопросы в Арктике, включая социальные. В арктической зоне проживает почти 2,5 миллионов человек. И мы понимаем, что для арктических регионов выполнить национальные стратегические задачи сложнее, чем для большинства других регионов. Например, сегодня практически не строится новое жильё в Мурманской области и на Чукотке. Ниже среднероссийского значения ввода жилья в Республике Коми, Архангельской области, Красноярском крае и Карелии. В Якутии уровень ветхого и аварийного фонда выше в 7 раз уровня по стране, а в Ямало-Ненецком округе – в 5. Наша задача ликвидировать эти разрывы, добиться повышения качества жизни людей в Арктике. Для этого мы совместно с губернаторами проанализируем, насколько мероприятия, предусмотренные национальными проектами, позволят достичь результатов. При необходимости предложим дополнительный комплекс повышения качества жизни людей на арктических территориях.

Также вместе с коллегами по Правительству будем заниматься и другими вопросами, в том числе охраной окружающей среды, развитием науки и технологий в интересах Арктики, укреплением международно-правовой позиции российской Арктики и Севморпути.

 

Центры роста, инвестиции в инфраструктуру, большие проекты, - это конечно все хорошо. Это всё развитие. Но оно – отложенное. Ведь эффект от запуска новых предприятий, от развития территорий опережающего развития, можно будет увидеть только через несколько лет: когда предприятия достроятся, когда заводы выйдут на проектные мощности. А сейчас? А сейчас, давайте не будем друг другу лукавить, отток населения продолжается. Как его остановить? В социальном плане – комфорт и качество жизни. В экономическом - уже сегодня люди, живущие на Дальнем Востоке, должны зарабатывать в два, три раза больше. Это – стимул остаться; стимул – участвовать в строительстве нового Дальнего Востока; для других – это стимул приехать на Дальний Восток, как это было при строительстве БАМа (думаю никому не надо напоминать, что ехали на стройку в частности из-за большого заработка). 

Развитие Дальнего Востока – это же не просто «на поговорить», это должно быть действительно стратегией для государства. Сейчас мир смещается на восток. И ДФО ближе всех в нашей стране находится к самому быстрорастущему рынку. Однако географическая близость еще не определяет успешного развития. Потраченные сегодня деньги – завтра принесут прибыль. Закон экономики.

Уважаемые коллеги. Поручения по развитию Дальнего Востока даны. Даны на высоком государственном уровне. Они касаются разных аспектов: от строительства социальной инфраструктуры до закладки краболовов. От роста продолжительности жизни до развития IT- сферы. Механизмы, которые позволят это сделать, Минвостокразвития разработало; и они все доведены до агентств и корпораций, которые должны теперь просто эффективно выполнять свою работу. 

Дистанции таковы, что промахнуться нельзя. Пришло время – решений и действий.  И пока сами не захотим, вокруг ничего не изменится.   Спасибо.