Решение Координационного Совета по агропромышленному комплексу от 03.06.2009

03 июня 2009
Решение
Координационного совета аграрников 
Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»
  • 3 июня 2009 г.
г. Хабаровск

1. О ходе реализации Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г.г. в условиях негативного влияния финансово-экономического кризиса


Заслушав и обсудив доклад директора ДВНИИЭОП АПК Шелепа А.С. «О ходе и проблемах реализации Государственной Программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 г.г.» и сообщения с мест, совет отмечает, что меры, принятые в последние годы на федеральном, региональном и уровне субъектов хозяйствования позволили сформировать тенденцию роста производства сельскохозяйственной продукции. В 2008 г. по сравнению с 2005 г. производство валовой продукции в сопоставимых ценах выросло на Дальнем Востоке на 10,98% и Забайкалье на 10,7%. При этом увеличивается как производство продукции растениеводства, так и животноводства. Постепенно увеличиваются посевы сельскохозяйственных культур за счёт вовлечения в оборот ранее выведенных земель. В последние годы прекратилось сокращение поголовья крупного рогатого скота и коров, растёт поголовье свиней и птицы. Получение субсидированных кредитов способствовало росту производства как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в крестьянских, личных подсобных хозяйствах.
В то же время совет аграрников отмечает, что принятых мер недостаточно для перехода к устойчивому развитию агропромышленного производства Дальнего Востока и Забайкалья. Продолжает сокращаться парк тракторов и рабочих машин, использование удобрений ниже рациональных норм, что ведёт к снижению плодородия и колебаниям урожайности. Заработная плата в сельском хозяйстве остаётся самой низкой среди отраслей экономики, не получает развития социальная инфраструктура села. В зависимости от отраслевой структуры экономики субъектов федерации, наличия экспортно-ориентированных отраслей сохраняются большие различия в уровне поддержки аграрного сектора и уровне жизни сельского населения. В итоге снижается престиж сельскохозяйственного труда и привлекательность сельского образа жизни, сокращается численность сельского населения в удалённых приграничных районах, что делает невозможным устойчивое развитие сельской местности.
В условиях кризиса кредитные учреждения повышают процентные ставки как для предприятий, так и личных подсобных хозяйств, требования к залоговому обеспечению, что затрудняет доступ сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам. Поставщики промышленных ресурсов требуют 100% предоплату, что трудно выполнимо из-за сезонного недостатка оборотных средств в сельском хозяйстве.
Учитывая, что сельское хозяйство производит продукцию, пользующуюся спросом, и может служить одним из факторов ослабления негативного влияния финансово-экономического кризиса координационный совет решил:
1. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением по решению следующих вопросов:
1.1. Программа не устраняет различий регионов по экономическим условиям ведения сельского хозяйства. Для повышения эффективности её реализации необходимо создать на федеральном уровне фонд выравнивания экономических условий деятельности аграрного сектора в регионах с экстремальными условиями.
1.2. Перейти от мониторинга цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности к обеспечению паритета цен и компенсации потерь сельского хозяйства от опережающего роста цен на промышленные ресурсы.
1.3. Для стимулирования технического переоснащения и модернизации материально-технической базы сельского хозяйства включить в число мер Государственной программы компенсацию до 50% стоимости техники и оборудования, приобретаемой для перехода к ресурсосберегающим технологиям.
1.4. Ускорить принятие Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
1.5. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий Дальнего Востока и Забайкалья рассмотреть вопрос о снижении налогов на сельскохозяйственных товаропроизводителей и предоставлении налоговых каникул на прибыль бизнес-структур, направляемую на создание рабочих мест в сельской местности.
1.6. Рассмотреть вопрос о компенсации части транспортных затрат на поставки на Дальний Восток и в Забайкалье техники, минеральных удобрений, нефтепродуктов и семян кормовых, зерновых культур из центральных областей России.
1.7. Рассмотреть вопрос о введении субсидирования процентной ставки по кредитам предоставленным кредитными организациями на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов, по которым предоставлена пролонгация на срок до трёх лет.
1.8. Упростить условия кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и получения в лизинг сельскохозяйственных животных и оборудования для животноводства, ввести краткосрочное кредитование под залог производимой продукции, ввести отсрочку по лизинговым платежам до 2-х лет на лизинг от 10 до 15 лет.
1.9. Просить Минсельхоз Российской Федерации при отборе пилотных проектов и отраслевых программ учитывать условия и потребности регионов ДФО и Забайкалья.
1.10. Заблаговременно информировать субъекты Российской Федерации о поправках и изменениях вносимых в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета.
2. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов федерации Дальнего Востока и Забайкалья:
2.1. Предусматривать в виде государственной поддержки меры по компенсации части затрат на приобретение техники и оборудования для переоснащения сельского хозяйства.
2.2. Для привлечения финансовых ресурсов для развития агропромышленного комплекса разработать региональные экономически значимые программы.
2.3. Для повышения доступности кредитных ресурсов формировать региональные гарантийные фонды, прежде всего, для реализации крупных проектов.
2.4. Рекомендовать предоставлять налоговые каникулы по налогам, уплачиваемым в бюджет, на прибыль бизнес-структур, направляемую на создание рабочих мест в сельской местности.
2.5. Создать межрегиональный Дальневосточный селекционный центр по крупному рогатому скоту.
2.6. Обобщить результаты научных исследований, разработать в субъектах федерации Дальнего Востока и Забайкалья интегрированные программы научного обеспечения развития агропромышленного производства, на основе повышения плодородия почв, технического переоснащения отрасли и развития отраслей животноводства. Предусматривать частичное финансирование программ из региональных бюджетов.
2.7. Войти с предложением в министерство сельского хозяйства РФ по развитию регионального сельхозмашиностроения и восстановлении производства гусеничных комбайнов.
3. Рекомендовать органам власти муниципальных районов предусматривать в бюджетах выделение средств на реализацию мер по выполнению Государственной программы по стимулированию развития крестьянских и личных подсобных хозяйств.

2. О путях решения проблем подготовки специалистов для агропромышленного комплекса


Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства Амурской области, Председателя КС аграрников А.В. Нестеренко «О путях решения проблем подготовки специалистов для агропромышленного комплекса», Координационный совет отмечает, что положение дел с обеспечением сельскохозяйственного производства кадрами всех уровней остается сложным.
В настоящее время руководителями и специалистами в сельскохозяйственных организациях работает значительная часть практиков, не имеющих специального образования. Практически нет резерва руководителей и специалистов. В целом ряде хозяйств вакантны должности инженеров-механиков, зоотехников, ветеринарных врачей, агрономов, экономистов, бухгалтеров и т.д.
Развитие ресурсного потенциала в целом, преодоление технологической отсталости агропромышленного производства не возможны без принятия координальных мер по формированию кадрового потенциала на основе совершенствования профессионального высшего и среднего аграрного образования и создания условий для закрепления в сельском хозяйстве квалифицированных кадров, особенно молодых специалистов.
Принимая во внимание важность и значение подготовки и закрепления в агропромышленном производстве высококвалифицированных кадров Координационный совет решил:
1. В целях создания условий для закрепления молодых специалистов в сельском хозяйстве просить Правительство Российской Федерации рассмотреть возможность на условиях софинансирования из бюджета РФ и субъектов Дальнего Востока и Забайкалья на совершенствование целевой контрактной подготовке специалистов АПК в части оплаты обучения специалистов; введение студентам-контрактникам 4-5 курсов обучения доплат и стипендий; выплаты субсидий на переезд к месту работы специалиста и членов его семьи, обустройство и хозяйственное обзаведение; выделение земельного пая.
2. Рекомендовать законодательным и исполнительным государственным органам использовать опыт Амурской области по закреплению кадров, разработать и принять региональные законы о выплате молодым специалистам единовременных и ежемесячных денежных пособий.


3.О проблемах недополучения субсидий регионами крайнего Севера на завоз семян для выращивания кормовых культур»


Заслушав и обсудив доклад Дында В.И. — Председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия Магаданской области Координационный совет аграрников отмечает, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно не обеспечивает равнозначный подход к распределению лимитов бюджетных обязательств, выделяемых из федерального бюджета субъектам крайнего Севера на субсидирование затрат производителей, связанных с приобретением и доставкой семян кормовых культур.
Так, в 2008 году в соответствии с утвержденной ставкой в полном объеме, на 80% компенсированы затраты только Сахалинской области. Республике Саха (Якутия) выделено 72% от производственных затрат, Камчатскому краю 48,4%, Магаданской области 35%.
Недополучение субсидий подорвало экономику производителей молока, не позволило получить продукцию в запланированных объемах.
Координационный совет решил:
Направить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложение: ввести для определения размеров субсидий корректирующие коэффициенты. Коэффициенты учитывают удаленность регионов от поставщиков семян. Поскольку доля затрат на доставку по регионам различна при практически равной стоимости семян у поставщиков. При определении корректирующего коэффициента за единицу принимаются затраты региона, где составляющая за доставку минимальна.
 

Заместитель Председателя Правительства
Амурской области, 
председатель Координационного совета 
аграрников Межрегиональной ассоциации
«Дальний Восток и Забайкалье»
 
 
А.В. Нестеренко