Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Приморского края

20 июня 2019 года

Экспертный совет 20 июня 2019 года

Лучшая практика

Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Приморского края

В пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края функционирует более 500 предприятий различных форм собственности, в которых занято порядка 14 тысяч человек. Доля пищевой промышленности края (без рыбной) в общем объеме промышленного производства составляет 12%.

Предприятия отрасли расположены в основном в крупных муниципальных образованиях: городах Владивосток, Уссурийск, Находка, Артем, что обусловлено наличием большого рынка сбыта выпускаемой продукции.

Особенность производства продуктов питания в Приморском крае состоит в том, что пищевые и перерабатывающие предприятия работают в основном на сырье, поступающем из-за пределов края. В мясоперерабатывающей отрасли используется 70% завозного сырья (Алтайский край, Бразилия, Аргентина), молокоперерабатывающей – 40% (Республика Беларусь, Алтайский край), хлебопекарной – 100% (Алтайский край).

Перспективы для развития сырьевой базы пищевой и перерабатывающей промышленности края обеспечивает реализация федерального закона о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Приморском крае. Так, к 2024 году обеспеченность собственным сырьем по отраслям составит:

мясоперерабатывающая – 75%;

молокоперерабатывающая – 80%;

масложировая промышленность – 100%;

консервная - 90%.

В 2018 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено товаров собственного производства на сумму 38,2 млрд рублей.

Государственная поддержка предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края осуществляется в рамках государственной программы развития сельского хозяйства Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2021 годы на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в виде субсидии на возмещение фактических затрат на реконструкцию и приобретение оборудования для переработки молока, произведенных молокозаводами, имеющими собственное производство молока, в том числе аффилированными компаниями.

В Приморском крае осуществляют деятельность практически все формы сельскохозяйственной кооперации. В настоящее время производственную деятельность ведут 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 5 – кредитных, 17 – перерабатывающих, 8 – снабженческо-сбытовых.

Предприятия сельскохозяйственной кооперации вносят существенный вклад в экономику края. В их ведении находится около 10% посевных площадей, 9% поголовья КРС. На долю сельскохозяйственной кооперации приходится около 10% краевого валового производства сельскохозяйственной продукции. Около 800 жителей, занятых в сельском хозяйстве края, трудятся на предприятиях сельскохозяйственной кооперации.

Финансовая помощь сельскохозяйственным кооперативам в 2018 г. составила 30 млн. руб. (3,6 млн руб. - средства краевого бюджета и 26,4 млн. рублей – средства федерального бюджета).

На сегодняшний день основная задача состоит в более активном вовлечении сельскохозяйственных потребительских кооперативов в структуру сельскохозяйственной кооперации.

В рамках государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013 - 2021 годы» с 2013 года работает подпрограмма развития малых форм хозяйствования, одним из механизмов развития которой является создание сети потребительской кооперации в сельской местности.

Финансовая поддержка предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам по направлениям:

- организация закупки молока у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства в Приморском крае, а также у членов кооператива с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;

- организация закупки, в том числе у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства в Приморском крае, убоя и переработки свиней, птицы, крупного и мелкого рогатого скота с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;

- организация закупки, хранения и переработки картофеля и плодоовощной продукции, сои, зерновых и крупяных культур с дальнейшей реализацией;

- организация сбора, заготовки и переработки ягод, меда, дикоросов и прочих недревесных лесных ресурсов с дальнейшей реализацией.

Максимальные размеры гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае на 2016-2020 гг. по всем направлениям деятельности определены в размере до 30,0 млн. руб. ежегодно.

За 5 лет реализации программных мероприятий на поддержку по созданию кооперативов из федерального и краевого бюджета выделено 170,6 млн руб., в том числе в 2014 г. - 54,5 млн руб., в 2015 г. – 30,4 млн руб., в 2016 году – 29,8 млн руб., в 2017 г. – 25,94 млн руб., в 2018 году – 30 млн рублей. На 2019 г. выделено в общей сумме 30 млн руб., из них: 26,4 млн руб. – средства федерального бюджета, 3,6 млн руб. – средства краевого бюджета. Создано 10 кооперативов.

На территории Приморского края реализуются следующие инвестиционные проекты пищевой и перерабатывающей промышленности:

ООО ХАПК «Грин Агро» реализует проект по строительству завода по переработке молока более 300 тонн в сутки в Артемовском городском округе.

На текущую дату проведена реконструкция АО «Гормолокозавод «Артемовский» на 60 тыс. тонн в сутки.

АО «Производственно-логистический комплекс «Приморский кондитер» реализует проект по строительству завода пищевой промышленности с производственными линиями по разным направлениям (кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, полуфабрикаты) производственной мощностью 90 тыс. тонн в год на территории ТОР «Надеждинская». Проект находится в стадии проектирования. Заключен договор с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» по аренде земли.

ООО «Ратимир» — один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России. Это предприятие с уникальным, современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом выпускает более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов под тремя торговыми марками «Ратимир», «Дымов», «Мясной ряд». За последнее время в цехах завода установлено передовое оборудование ведущих мировых производителей из Австрии, Германии, Швейцарии, запущен автоматизированный гравитационный склад.

ОА «Владхлеб» крупнейшее предприятие хлебопечения Приморского края, выпускает около 17 тыс. тонн хлебобулочных изделий в год. Ассортимент выпускаемой продукции представлен - хлеб, торты, пирожные, булочки, замороженные полуфабрикаты. За последние два – три года был реконструирован ржано-технологический участок. Это позволило улучшить качество выпускаемой продукции. Был внедрен проект автоматизации экспедиций склада готовой продукции, так называемая «Система отбора товаров», а также закуплено и установлено оборудование «Ролл-Лайн» для производства армянского лаваша, мексиканских тартильий, пшеничных роллов.

Администрацией Приморского края оказывается государственная поддержка предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края на реконструкцию и приобретение оборудования для переработки молока, произведенных молокозаводами, имеющими собственное производство молока.

Хлебопекарным предприятиям края предоставляется субсидия на одну тонну выпускаемой продукции из расчета 1,7 тыс. рублей. Для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и островных территориях Приморского края введен повышающий коэффициент в размере 1,5.

В Приморском крае осуществляют деятельность практически все формы сельскохозяйственной кооперации. В настоящее время производственную деятельность ведут 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 5 – кредитных, 17 – перерабатывающих, 8 – снабженческо-сбытовых.

Государственная поддержка в размере до 30 млн руб. в год предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам на обеспечение материально-технической базы по направлениям:

- организация закупки молока с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;

- организация закупки убоя и переработки свиней, птицы, крупного и мелкого рогатого скота с дальнейшей его первичной переработкой и реализацией;

- организация закупки, хранения и переработки картофеля и   плодоовощной продукции, сои, зерновых и крупяных культур с дальнейшей реализацией;

- организация сбора, заготовки и переработки ягод, меда, дикоросов и прочих недревесных лесных ресурсов с дальнейшей реализацией.

За 5 лет реализации программных мероприятий на поддержку по созданию кооперативов из федерального и краевого бюджета выделено 170,6 млн рублей, из них средства федерального бюджета - 94,4 млн рублей, краевого бюджета 76,2 млн рублей. Создано 10 кооперативов.

 

Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации в Амурской области

В Амурской области производством продуктов питания занимаются порядка 280 предприятий, 98 % из которых относится к малому бизнесу. Приоритетными для региона направлениями развития являются переработка сои и переработка молока. В этих отраслях сосредоточены крупные промышленные предприятия, располагающие современными производственными мощностями, выпускающие конкурентоспособную продукцию, которая поставляется в другие регионы РФ и на экспорт. Именно эти отрасли демонстрируют положительную динамику на протяжении последних лет. По ряду других направлений (колбасные изделия, рыбная продукция, кондитерские изделия) наблюдается устойчивое снижение объемов производства, т.к. в данных сегментах идёт жесткая ценовая конкуренция с более дешевой продукцией из других регионов.

В 2018 г. индекс производства пищевых продуктов составил 110,4 %, индекс производства напитков – 102,7 %. Объем отгруженных товаров собственного производства: пищевые продукты – 24399,9 млн. руб. (110,3 %), напитки – 95,6 млн. руб. (106,1 %).

 

Производство основных видов продукции, тыс. тонн

 

2018 г.

2018 г.

к 2017 г., %

2024 г.

прогноз

Мясо и субпродукты

20,2

120,3

22,7

Колбасные изделия

3,9

90,5

4,0

Молоко жидкое обработанное

106,4

105,4

120,0

Кисломолочные продукты

32,4

103,7

38,0

Творог

3,9

110,6

4,5

Масло животное

1,1

108,4

1,2

Рыбная продукция

0,8

91,5

0,8

Масло соевое

56,2

128,3

80,0

Шрот соевый

265,2

127,0

350,0

Хлеб, хлебобулочные изд.

50,9

100,3

51,5

Кондитерские изделия

15,0

89,3

16,0

Крупа

6,9

124,1

7,5

Комбикорма

121,0

93,5

140,0

 

Переработка сои.

Основное направление переработки сои – производство масложировой продукции (масло, шрот). Кроме того, в настоящее время идет становление новой отрасли – глубокая переработка с получением соевых белковых продуктов (изолят, концентрат). В 2024 г. планируется увеличить производство соевого масла до 80 тыс. тонн (+42 % к 2018 г.), шрота до 350 тыс. тонн (+32 % к 2018 г.). В 2020 г. начнется выпуск соевого белкового изолята, производство которого к 2024 г. планируется довести до 15 тыс. тонн. Развитие отрасли будет осуществляться за счёт строительства новых и модернизации имеющихся мощностей, увеличения сырьевой базы региона, а также освоения новых рынков сбыта (в т.ч. стран Азиатско-Тихоокеанского региона).

Основная проблема данной отрасли заключается в том, что из-за повышенного спроса на амурскую сою со стороны экспортеров и потребителей из других регионов Российской Федерации наблюдается жесткая конкуренция за сырьевые ресурсы, которая приводит к увеличению закупочной цены на сою до 30 руб./кг. При этом отсутствуют льготные краткосрочные кредиты на закупку сои для масложировой промышленности, что не позволяет переработчикам провести заготовительную кампанию в оптимальном режиме.

Кроме того, по состоянию на май 2019 года остается нерешенным вопрос доступа соевого шрота на рынок КНР. С 2015 года Правительством Амурской области совместно с федеральными органами власти (Минсельхоз России, Россельхознадзор) и российско-китайскими структурами (советы, подкомиссии) ведется работа в данном направлении.

В 2019-2024 гг. к реализации запланированы следующие инвестиционные проекты:

1. ООО «МЭЗ «Амурский»:

 - строительство II очереди завода по глубокой переработке сои, основной объект - цех соевого белкового изолята, мощность - 10 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2017-2019 гг.;

- строительство III очереди завода по глубокой переработке сои (цех соевых белковых продуктов (изолят, концентрат), мощность - 10 тыс. тонн/год), сроки реализации: 2021 - 2023 гг.;

- строительство цеха по розливу масла, мощность -  40 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2020 - 2021 гг.;

- модернизация Серышевского элеватора с увеличением мощности единовременного хранения до 60 тыс. тонн, сроки реализации – 2020 - 2021 гг.

2. ООО «Соевый завод АНК», строительство маслоэкстракционного завода, мощность по переработке сои - 90 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2020-2021 гг.

3. ООО «Красная Звезда», строительство маслоэкстракционного завода, мощность по переработке сои - 30 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2017-2019 гг.

Переработка молока.

Основное направление переработки молока – производство цельномолочной продукции (молоко питьевое, кисломолочная продукция, творог и творожные изделия). В 2024 г. планируется увеличить производство молока питьевого до 120 тыс. тонн (+12,8 % к 2018 г.), кисломолочной продукции до 38 тыс. тонн (+17,5 % к 2018 г.), творога и творожных изделий до 4,5 тыс. тонн (+15,3 % к 2018 гг.). Развитие отрасли будет осуществляться за счет модернизации перерабатывающих мощностей, увеличения сырьевой базы региона, а также освоения новых рынков сбыта (в т.ч. КНР).

Основная проблема отрасли - отставание сырьевой базы региона от потребностей переработчиков.  Имеющиеся молокоперерабатывающие мощности загружены амурским сырьем только на 50 %. Дефицит собственных сырьевых ресурсов приводит к росту закупочной цены на сырое молоко до 32-34 руб./кг, что существенно выше, чем в среднем по Российской Федерации. При этом развитие молочного животноводства затруднено из-за отсутствия крупных инвесторов, имеющих финансовые возможности вкладывать средства в капиталоемкие, с большим сроком окупаемости проекты.

В 2019-2024 гг. к реализации запланированы следующие инвестиционные проекты:

1. АО «Молочный комбинат Благовещенский»: 

 - модернизация цеха розлива с установкой технологической линии нового поколения по производству и фасовке жидких молочных продуктов компании «Тетра Пак», мощность - 10 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2018-2019 гг.;

 - модернизация с установкой технологической линии по производству и фасовке мороженого, мощность - 1,6 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2022-2024 гг.

2. ООО «Хладокомбинат Партнер», модернизация с установкой 2 технологических линий нового поколения по производству и фасовке жидких молочных продуктов компании «Тетра Пак», суммарная мощность - 50 тыс. тонн/год, сроки реализации: - 2022-2024 гг.

3. ИП Мельниченко Д.В.:

 - модернизация творожного цеха с установкой технологической линии нового поколения по производству рассыпчатого творога, мощность - 1,5 тыс. тонн/год, сроки реализации – 2018-2019 гг.;

- реконструкция молочного цеха, мощность по переработке молока - 18 тыс. тонн/год, сроки реализации: 2020-2021 гг.

Государственная поддержка.

В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447) для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (взятым до 01.01.2017). С 2017 г. основным инструментом поддержки перерабатывающих предприятий является льготное кредитование. Кроме того, в случае получения статуса резидента ТОСЭР предоставляются налоговые льготы и другие преференции, предусмотренные законодательством.

В 2018 г. предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности оказана следующая государственная поддержка:

 - возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым до 01.01.2017 – 63,9 млн. руб. (в т.ч. из федерального бюджета –47,4 млн. руб., из регионального бюджета – 16,5 млн. руб.);

 - льготные инвестиционные кредиты – 110,0 млн. руб.;

 - льготные краткосрочные кредиты – 158,2 млн. руб.

О ходе реализации регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Амурской области

На территории Амурской области реализуется региональный проект «Экспорт продукции АПК» (далее – региональный проект), являющийся составной частью федерального проекта «Экспорт продукции АПК» национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Региональный проект утвержден Советом при Правительстве Амурской области по стратегическому развитию и проектной деятельности 14.12.2018 (протокол заседания Совета при Правительстве Амурской области по стратегическому развитию и проектной деятельности № 1).

Паспорт регионального проекта внесен в подсистему управления национальными проектами системы «Электронный бюджет».

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Амурской области заключены соглашения о реализации регионального проекта (№ 082-2019-T2003-1 от 14.02.2019) и о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (№ 082-08-2019-296 от 14.02.2019).

 В целях реализации в АПК области регионального проекта в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» реализуется мероприятие «Реализация мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения».

В паспорте регионального проекта финансовое обеспечение из федерального и областного бюджетов на 2019 – 2024 годы составит 726,6 млн. рублей.

 

Финансовое обеспечение регионального проекта, млн. рублей

Источники

финансирования

Годы

За 2019 – 2024 годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

ВСЕГО

124,2

129,2

133,0

134,0

103,1

103,1

726,6

Федеральный

бюджет

120,5

125,3

129,0

130,0

100,0

100,0

704,8

Областной бюджет

3,7

3,9

4,0

4,0

3,1

3,1

21,8

Местный бюджет

0

0

0

0

0

0

0

Доведены лимиты бюджетных обязательств субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» (федеральный бюджет).

 

Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, млн. рублей

Источники финансирования

2019 г.

2020 г.

2021 г.

ВСЕГО

124,2

129,2

133,0

Федеральный бюджет

120,5

125,3

129,0

Областной бюджет

3,7

3,9

4,0

В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Амурской области об утверждении правил предоставления субсидий на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 01.04.2019 объем экспорта продукции АПК составил 14,75 % от планового значения показателя 2019 года (183,33 млн. долларов).

 

Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Республики Саха (Якутия)

Зональная схема размещения производственных мощностей АПК сформировалась с учетом территориальной специализации товарного производства сельскохозяйственной продукции и основывается на принципах приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления, в соответствии со специализацией улусов, занимающихся товарным производством сельского хозяйства.

Молочное производство. За 2018 г. от одной коровы надоено в среднем 2 465 кг молока. По итогам 2018 г. заготовительными организациями республики заготовлено 78 592,2 тонн сырого молока. Всего по республике заготовлено сырого молока на сумму 3 536,4 млн. руб., в том числе по 3 группе – 3 520,4 млн. руб. По Республике Саха (Якутия) средняя заготовительная цена на молоко составила 45,2 руб. за килограмм.

Результаты 4-х лет действия Программы на практике показали, что в тех хозяйствах, где планово соблюдается и совершенствуется технология производства, улучшается материально-техническая база, создаются условия труда, приоритетно развивается кормопроизводство, организовано искусственное осеменение коров, уделяется внимание на организацию и оплату труда - достигнуты высокие производственные показатели, повысился уровень заработной платы и платежеспособность хозяйства, одним словом внедрение Программы повысило эффективность развития скотоводства.

Мясное производство. Традиционными видами мясной продукции являются говядина, конина и оленина. По данным заготовительных организаций за 2018 год у сельскохозяйственных товаропроизводителей закуплено 1 016,9 тонн (в убойном весе) мяса КРС и лошадей (выполнение плана – 99,4%), в том числе:

- говядины – 729,3 тонн, выполнение 111,8%;

- жеребятины – 194,8 тонн, выполнение 65,5%;

- конины – 92,8 тонн, выполнение 125,8%.

Также есть птицеводческие хозяйства и свинофермы. В 2018 г. свиноводческие хозяйства поставили населению 10 862 голов свиней. Валовое производство мяса птицы (бройлеров) по итогам 2018 г., тонн в убойном весе составило 2 059,8 тонн. От общей потребности населения в продукции птицеводства 55% обеспечивается за счет местной продукции.

Приоритетные направления развития стратегически значимых отраслей пищевой и перерабатывающей продукции.

Производство мяса и мясопродуктов:

- повышение количества и качества животноводческого сырья;

- реконструкция и строительство производственных цехов по убою скота;

- техническое и технологическое перевооружение, строительство новых предприятий.

Продукция растениеводства. Всего в 2018 г. заготовительными организациями заготовлено 2 304,4 тонн картофеля, 945,7 тонн овощей открытого грунта.

Потребительская кооперация. В 2018 г. получателями грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов 2017 г. введены 2 модульных убойных цеха мощностью 10 тонн в смену, также введены 3 молочных цеха мощностью 0,5 тонн в смену.

Целью предоставления гранта является финансовое обеспечение затрат на развитие материально-технической базы (строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, приобретение специализированного транспорта, уплата части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств.

Производство продовольственных товаров. Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий составило 148 тонн, что на 10,4% выше планового.

Увеличение объемов производства обуславливается ростом спроса населения на хлеба, рекомендуемые к употреблению в рамках здорового образа жизни, которые обогащены всеми необходимыми организму человека микронутриентами.

Ввиду развития отрасли по сбору, заготовке и переработки дикорастущего сырья, показатель производства плодоовощных консервов составил 130 тыс. усл. банок, что более чем на 1,7 раза больше плана (план – 80 тыс. усл. банок).

По предварительным данным производство масла сливочного за 2018 г. составил 2,12 тыс. тонн. План выполнен на 103,6%.

Производство сыров и сырных продуктов составило 132 тонн при плане 116 тонн. Рост объемов производства обусловлен повышением качества молочной продукции (увеличен объем заготовки сырого молока АО «Якутский гормолозавод»).

Проект «Сделано в Якутии». По итогам 2018 г. знаком «Сделано в Якутии» отмечено свыше 140 наименований местной продукции 35 предприятий. При этом сертификацию прошли как продовольственные, так и непродовольственные группы товаров.

Основной задачей проекта «Сделано в Якутии» является поддержка местных сельскохозяйственных производителей и удовлетворение потребности жителей республики в качественных продуктах питания.

Основным результатом регионального проекта «Экспорт продукции АПК в Республике Саха (Якутия)» является достижение объема экспорта продукции АПК в 5 млн. долларов США к 2024 г. Финансирование проекта не предусмотрено.

Базовое значение в 2018 г. составляет 200 тысяч долларов США.

В настоящее время определены проекты по направлению «Экспорт продукции АПК в РС(Я), направленных на увеличение объема экспорта продукции АПК по следующим направлениям:

1) Дикоросное сырье и продукты переработки. Проведены работы по внесению программных мероприятий в проект государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы". В данное время составлен план кредитования АО ФАПК «Туймаада» на 2019 год, предусмотрено 50 млн.руб. на заготовку дикоросов в количестве 348,8 тонн, из них: ягоды – 293,7 тонны, иван-чай – 50 тонн, лук зеленый – 5,1 тонны. Для качественного увеличения объема сбора дикоросного сырья планируется систематизировать заготовку дикоросов в масштабе Республики Саха (Якутия)) путем создания заготовительных пунктов на базе действующих молокоприемных пунктов (морозильные камеры с возможностью единовременного хранения не менее 7 тонн ягоды) в количестве 200 единиц с 2019 по 2024 годы, в том числе в северных и арктических улусах Республики Саха (Якутия) для увеличения обратного вывоза промысловой продукции.

С льготным кредитованием на заготовку сырья, и увеличением технической возможности хранения дикоросного сырья планируется в 2023-2024 г. ежегодно заготавливать не менее 2 тыс. тонн сырья. Для обеспечения переработки указанного количества, планируется создание новых объектов переработки дикоросов, модернизировать техническую базу в действующих перерабатывающих производствах, переоборудовать незагруженные в полную мощность линии розлива молочной продукции в линии розлива соковой продукции, закупить линию по сублимации сырья. Далее при производстве ягодных соков и прочей продукции, планируется выход готового продукта на уровне не менее 8 тыс. тонн к 2024 г.

Кроме того, планируется ежегодное строительство мобильных цехов по первичной переработке чайного сырья (кипрей узколистный), всего 50 единиц с 2019 по 2024 г.

2) Алкогольная продукция. Прорабатывается вопрос обновления материально-технической базы путем привлечения кредитных средств из АО ФАПК «Туймаада» (Фонд АПК). Ведется работа по поиску контрагентов в странах азиатско-тихоокеанского региона в целях увеличения экспорта ликероводочной продукции.

3) По другим направлениям также ведется работа по источнику финансирования и поиску потенциальных инвесторов. До 2024 г. планируется реализовать не менее 4-х экспортоориентированных инвестиционных проекта.

По итогам реализации регионального проекта будут достигнуты следующие основные мероприятия и результаты:

- выполнить инвестиционную программу экспортного развития АПК, достижение целевых показателей экспорта продукции АПК в объеме не менее 5 млн. долларов США к 2024 г.;

- утвердить дорожную карту реализации проектов;

- утвердить план опережающего развития и сбалансированного плана по достижению целевых показателей экспорта продукции АПК;

- привести нормативно-правовую базу Республики Саха (Якутия) в соответствие с нормативными-правовыми актами по реализации механизма поддержки КПМК АПК. Принятие нормативных-правовых актов, устанавливающие меры поддержки организаций, реализующих КПМК АПК. Количество заключенных соглашений КПМК составит итогом 3 единицы к 2024 г.;

Проект позволит:

- развить системный подход к сбору и заготовке дикоросов в масштабе всей Республики Саха (Якутия), и дальнейшую их переработку для экспорта;

- нацелить развитие алкогольной промышленности на экспорт, с дальнейшим уклоном на брендирование флагманов с использованием компонентов, встречающихся преимущественно в РС(Я).

- развить рыбную промышленность, для поставки деликатесной продукции в целевые страны импортеры.

- организовать системную заготовку оленины и жеребятины и продуктов их переработки для дальнейшего экспорта в страны АТР.

 

Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации Республики Бурятия

В состав пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия входит более 400 предприятий с численностью работающих около 4 тысяч человек. Промышленность представлена девятью отраслями, связанными с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания - мясная, молочная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, пивобезалкогольная, плодоовощная, масложировая, рыбная. Мясная отрасль является ведущей, на ее долю приходится свыше 70% от всей произведенной пищевой продукции в республике.

В 2018 году объем отгруженной продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности составил 10,6 млрд. руб., что составляет 102,9 %к уровню 2017 года. Индекс физического объема производства пищевых продуктов составил 101 %, производство напитков – 97,4 %.

Увеличение индекса производства пищевых продуктов произошло благодаря росту объемов производства масла сливочного (101,1 %), творога (115,3 %), кондитерских изделий (106,8 %), напитков безалкогольных (109,8 %), воды минеральной (105,7 %), муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур смеси из них (в 1,6 р.).

Индекс производства напитков снижен ввиду недостижения уровня прошлого года объемов производства пива, который составил 78 %. Основная причина снижения объемов производства пива является высокая конкуренция на рынке пива и пивной продукции с завозимой из других регионов по ценовой политике и спроса населения.

Задачи, стоящие перед пищевой промышленностью - это стабильное обеспечение населения республики основными продуктами питания, выход на региональный и международный рынок. Для решения поставленной задачи в 2018 году было привлечено более 200 млн. руб. инвестиций для технического и технологического перевооружения, при этом большая часть их направлена на проведение модернизации существующих и ввод в эксплуатацию новых производств, внедрение современных технологий, обеспечивающих энергосберегающее производство.

Ведущие предприятия промышленности - ООО «Бурятмяспром», АО «Бурятхлебпром», ООО «КФ Амта», ООО «Аквабур»,

В 2018 году пищевыми предприятиями республики уплачено 546,8 млн. рублей налогов и сборов. В бюджет республики перечислено 372,8 млн. руб.

В структуре налоговых поступлений агропромышленного комплекса на пищевую промышленность приходится 74%.

Крупными налогоплательщиками являются АО «Бурятхлебпром», ООО «Бурятмяспром», ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания», ООО «Рыбозавод «Байкал»», ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии»».

По данным Бурятстата, в регионы РФ в 2017 году поставлено мяса до 30 % от произведенного в республике, изделий колбасных – 24,1 %, мясных полуфабрикатов – 8,3 %, консервов мясных – более 70 %, кондитерских изделий около 50%.

Основными системными проблемами, характерными для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, являются:

- недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки (на 100% привозном сырье работает кондитерская, хлебопекарная отрасли);

- высокий уровень расходов на доставку сырья из центральных регионов России;

- сезонность сельскохозяйственного производства, большие затраты на заготовку сырья, так как основное производство - молоко (свыше 90%), мяса (свыше 60%) сосредоточено в хозяйствах населения;

- дефицит оборотных средств;

- моральный и физический износ технологического оборудования,

- недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;

- низкий уровень конкурентоспособности отдельных видов пищевой продукции на внутреннем и внешнем продовольственных рынках;

- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;

- высокая конкуренция с продукцией, ввозимой из других регионов;

- неравные условия производства продукции в сравнении с соседними регионами, так, в Иркутской области тарифы на электроэнергию в три раза ниже, чем в республике.

Стратегические задачи развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Бурятия:

- удовлетворение спроса и потребности населения Республики Бурятия в качественных продуктах питания в соответствии с рациональными нормами потребления;

- развитие импортозамещающих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, включая мясную, молочную и рыбную отрасли;

- производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья с высокой добавленной стоимостью;

- увеличение экспорта продовольствия, по мере насыщения республиканского рынка продуктами питания.

Экспортный потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия:

- мясные продукты (консервы мясные и мясорастительные, мясо баранина, конина; колбасные изделия; полуфабрикаты);

- дикоросы - кедровый орех, лекарственно-технические травы, облепиха и продукты ее переработки;

- кондитерские изделия (мучные, высокорецептурные, сахаристые);

- рыбная продукция;

- вода питьевая, минеральная.

За последние годы на экспорт в Монголию поставлялась рыба переработанная (ООО «Рыбозавод «Байкал»), мясо свинины охлажденное (ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский»»), яйца кур (АО «Улан-Удэнская птицефабрика»), колбасные изделия (ООО «Бурятмяспром»), хлеб и хлебобулочные изделия (АО «Бурятхлебпром»), кондитерские изделия (ООО «Кондитерская фабрика «Амта»). В небольших объемах были поставки кондитерских изделий на рынок КНР.

Экспортным потенциалом обладает продукция мясоперерабатывающих предприятий республики. Так, ООО «Бурятмяспром» является потенциально крупным экспортером консервной продукции в Китай и Японию. Производственные мощности предприятия позволяют поставлять на экспорт консервной продукции в объеме от 10 млн. до 30 млн. банок в год. Годовые мощности по переработке мяса до 15тыс.тн. В 2018 году мощности были загружены на 52,2%. До 30% перерабатываемого сырья поступает из Монголии (в 2018 году 2,6 тыс. тн.), местное сырье занимает около 10%, остальное сырье ввозится из регионов России.

В настоящее время ООО «Бурятмяспром» проходит ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям стран импортеров (Япония, Китай).

ООО «Кондитерская фабрика «Амта» реализует инвестиционный проект «Модернизация производства и увеличение объема производства кондитерских изделий», срок реализации 2 года, объем инвестиций 70 млн.руб., рынок сбыта Сибирь и Дальний Восток, поставка в Китай и Монголию.

В настоящее время предприятием активно ведется работа по сотрудничеству и поставки продукции в Монголию, Казахстан и Китай. В 2019 году планируется поставить в Монголию 90 тонн, в перспективе до 2024 года до 1 тысячи тонн в год.

Реализация инвестиционного проекта позволит увеличить объем производства кондитерских изделий на 50% до 5 тысяч тонн в год, позволит создать дополнительно 30 рабочих мест.

ООО «Бурятхлебпром» реализует инвестиционный проект по увеличению мучных кондитерских изделий до 5 тонн в смену и выхода продукции на рынок Монголии. Проект будет реализован в 2019 году, к 2024 году до 200 тонн в год.

ООО «КЦ Березка» планирует реализовать инвестиционный проект по увеличению производственных мощностей до 5 тонн в сутки для поставки мучных кондитерских изделий на экспорт. Реализация проекта запланирована на 2020-2021 гг., Проект предусматривает увеличение поставок кондитерских изделий на экспорт до 300 тонн в год в 2024 году.

Прорабатывается поставка воды и напитков на международный рынок компаниями ООО «Аква», ООО «Дебют», АО «Аквабур» и другими компаниями.

Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации Республики Бурятия.

Потребительская кооперация вносит серьезный вклад в решение государственных задач по обеспечению продовольственной безопасности, занятости населения, импортозамещению, участвует в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе.

В республике работает Бурятский республиканский союз потребительских обществ - это сложная организационная структура потребительских союзов и предприятий различных организационно правовых форм, в основном субъектов малого и среднего предпринимательства.

Буркоопсоюз объединяет 24 потребительских общества, которые осуществляют хозяйственную деятельность в 15 районах республики и в городе Улан-Удэ.

В 2018 году совокупный объем деятельности Буркоопсоюза за 2018 год составил 2247 млн. рублей (торговля, производство продуктов питания, общепит, заготовка с/х продукции), на 31 млн. больше, чем в 2017 году.

В структуре совокупной деятельности Буркоопсоюза заготовительная и производственная деятельность занимают четвертую часть. В 2018 году организациями потребительской кооперации было закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму свыше 346,5 млн. рублей, произведено пищевой продукции на сумму 201,5 млн. рублей.

В системе Буркоопсоюза функционирует 27 цехов по производству продуктов питания и 55 магазинов.

Проблемы развития потребительской кооперации Республики Бурятия:

- устаревшая материально-техническая база;

- заготовительная деятельность занимает ¼ часть;

- отсутствие заготовительных контор;

- затратность содержания магазинов в удаленных районах;

- дефицит оборотных средств и отсутствие залогового обеспечения;

- отсутствие государственной поддержки для организаций потребительской кооперации.

В настоящее время необходима новая концепция товародвижения, новые формы заготовительной деятельности, учитывающие специфику современного рынка.

Деятельность потребительской кооперации в сельской местности должна играть большую роль в социальном развитии села, развитии производства, заготовительной деятельности и торговли.

Стабильный рост производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами и хозяйствами населения требует организованной системы закупа и переработки произведенной продукции, от совместной слаженной работы зависит развитие сельского хозяйства и села.

Необходимо развивать материально-техническую базу закупа продукции животноводства, растениеводства, дикорастущих плодов, ягод и грибов. Для достижения этих целей необходимо активизировать работу с личными подсобными и фермерскими хозяйствами.

Для развития потребительской кооперации необходима государственная поддержка на федеральном уровне.

 

Региональный опыт, проблемы и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительской кооперации в Чукотском автономном округе

В силу неравномерности экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, пищевая и перерабатывающая промышленность округа не имеет четкого деления по отраслям.

Крупные предприятия расположены в районных центрах и городах автономного округа и объединяют в одном производстве несколько основных направлений производства.

На территории округа деятельность по производству пищевой продукции осуществляет одно государственное предприятие – ГП ЧАО «Пищевой комплекс «Полярный» – в городе Анадыре, 4 муниципальных предприятий, 12 обществ с ограниченной ответственностью, 3 индивидуальных предпринимателя в городских округах и муниципальных районах округа (в том числе - 34 сельских пекарни в составе муниципальных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью). 

Основной вид деятельности пищевых предприятий округа – производство продуктов питания. Ассортимент производимой пищевой продукции разнообразен и насчитывает свыше 400 наименований, в том числе из мяса оленя – более 40.

В настоящее время пищевая промышленность в полном объеме обеспечивает потребность населения и учреждений социальной сферы округа хлебобулочными изделиями и в значительной степени – в мясе и мясопродуктах, рыбе, рыбной продукции, яйце.

В 2018 году пищевыми предприятиями округа произведено и реализовано населению и организациям –

4 730,0 тонн пищевой продукции. В расчете на одного жителя округа произведено 95,6 кг готовой продукции (в 2017 г. – 85,2 кг), рост – 112,2%. Ежемесячно производится и реализуется более 390 тонн пищевой продукции.

Государственная поддержка отрасли оказывается в рамках Подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа».

В 2018 году на эти цели направлены субсидии в объеме 82 752,2 тыс. рублей, в том числе:

- на поддержку производства социально значимых видов хлеба 73 697,9 тыс. рублей;

- на поддержку производства мясной и молочной продукции 9 066,2 тыс. рублей;

- на поддержку обновления оборудования для производства пищевой продукции 8 988,1 тыс. рублей.

На реализацию подпрограммы в 2019 году запланировано 110 996,6 тыс. рублей.

Пищевые предприятия округа в целом обеспечены производственными линиями и технологическим оборудованием, однако большая их часть устарела и требует обновления, модернизации либо полной замены. Следует отметить, что в структуре пищевых предприятий отсутствует сеть торговых объектов и объекты общественного питания, предприятия не осуществляют реализацию подакцизных товаров (алкогольной продукции и табачных изделий), соответственно, – не имеют дополнительных коммерческих доходов для развития производственной базы.

Тем не менее, имеющиеся производственные мощности предприятий, при условии их обновления и модернизации, позволят увеличить объемы производства пищевой продукции с учетом потребительского спроса и емкости рынка.

Поддержка сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования

- Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411 (далее – Подпрограмма), на поддержку предпринимательства в 2018 году было направлено 5164,6 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета –  500,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 527,4 тыс. рублей, внебюджетных источников (собственные средства предприятий агропромышленного комплекса) – 138,2 тыс. рублей для реализации следующих мероприятий:

- «Поддержка начинающих фермеров» – 1716,1 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1500,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 130,4 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 87,5 тыс. рублей). В рамках реализации данного мероприятия грантовая поддержка оказана одному КФХ, глава которого является получателем «Дальневосточного гектара», в сумме 1350,0 тыс. рублей.

- «Субсидия сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение затрат по оплате договоров аренды торговых и производственных площадей» – 2418,5 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета.

- «Субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с закупкой и доставкой кормов» – 978,5 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета, средств внебюджетных источников – 51,5 тыс. рублей

В рамках Подпрограммы «Поддержка сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411 (далее – Подпрограмма), на поддержку фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации в 2019 году предусмотрено 12258,2 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1380,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 9452,3 тыс. рублей, внебюджетных источников (собственные средства предприятий агропромышленного комплекса) – 1715,5,0 тыс. рублей для реализации следующих мероприятий:

- «Поддержка начинающих фермеров» – 4999,8 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 380,0 тыс. рублей, окружного бюджета – 3120,0 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 499,8 тыс. рублей).

- «Субсидия сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение затрат по оплате договоров аренды торговых и производственных площадей» – 2000,0 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета.

- «Субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с закупкой и доставкой кормов» – 4100 тыс. рублей за счет средств окружного бюджета, средств внебюджетных источников – 215,7 тыс. рублей.

«Региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» - 12610,5 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 378,2 тыс. рублей, окружного бюджета – 232,3 тыс. рублей, средств внебюджетных источников – 1000,0 тыс. рублей).

Официальный интернет-портал правовой информации