О реализации мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам... Чукотский автономный округ

15 ноября 2018 года

Лучшая практика

(Экспертный совет 15 ноября 2018 года)

Чукотский автономный округ

О реализации мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016-2020 годы.

Поддержка доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере

 

В 2016 году на территории Чукотского автономного округа насчитывалось 124 НКО.

26 социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) стали активными участниками государственной грантовой поддержки для реализации услуг в социальной сфере. Органами государственной власти округа в 2016 году поддержано 32 проекта на общую сумму 31 032,591 тыс. рублей.

В 2017 году количество зарегистрированных НКО в округе составляло 161 организация. Органами государственной власти округа поддержано 47 проектов от 30 СОНКО на общую сумму 101 508,777 тыс. рублей.

На текущий момент 2018 года общее количество НКО составляет 182 организации. Поддержано 58 проектов от 46 СОНКО на общую сумму 101 313,700 тыс. рублей.

36 из 178 НКО округа являются активными участниками государственных грантовых конкурсов (в основном из числа общественных организаций). НКО других организационно – правовых форм участие в государственных грантовых конкурсах не принимают (не заинтересованы общины малочисленных НКС, профсоюзы и т.д.).

Основные направления поддержки СОНКО:

- отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- улучшение качества жизни неработающих граждан пожилого возраста и инвалидов;

- повышение качества жизни некоторых категорий граждан, проживающих в Чукотском автономном округе;

- организация оздоровления оленеводов и морзверобоев Чукотки;

- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в Чукотском автономном округе;

- реализации творческих и образовательных проектов;

- поддержка молодежных общественных объединений и талантливой молодежи на территории Чукотского автономного округа;

- развитие кинематографии на территории Чукотского автономного округа;

- поддержка физкультуры и спорта;

-  организация отдыха и оздоровления детей (летняя оздоровительная компания);

-  участие детей Чукотского автономного округа в новогодней Кремлевской елке;

- проведение мероприятий по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, мероприятия по укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, по профилактике экстремизма и ксенофобии.

В 2019 и 2020 годах объем средств для проведения государственных грантовых конкурсов для СОНКО, реализующих проекты в социальной сфере, будет составлять более 100 млн. рублей ежегодно.

Итоги на гранты Президента Российской Федерации
на развитие гражданского общества в конкурсе

2017 года

В первом конкурсе на Президентский грант, проходившем в период с 17 апреля по 31 мая 2017 года, от Чукотского автономного округа приняло участие 2 социально ориентированные некоммерческие организации на общую сумму 15 486,380 тыс. рублей. К большому сожалению обе организации не набрали нужного количества баллов.

Во втором конкурсе на Президентский грант, проходившем в период с 16 августа по 29 сентября 2017 года, от Чукотского автономного округа заявку подали 10 социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) округа на общую сумму 11 628,943 тыс. рублей.

Победителями второго конкурса Президентских грантов 2017 года от Чукотского автономного округа стали 2 некоммерческие организации:

1) РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЧУКОТКИ» грант в размере 2 978,459 тыс. рублей:

*грантовое направление - «укрепление межнационального и межрелигиозного согласия»;

*название проекта – «земля настоящих людей» (1 этап "Начальницы Чукотки") - документальный цикл на трёх языках (чукотском, русском, английском) о коренных народах Чукотки;

2) ЧУКОТСКАЯ ОКРУЖНАЯ СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФЕДЕРАЦИЯ БАДМИНТОНА» грант в размере 415,900 тыс. рублей:

*грантовое направление – «охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни»;

*название проекта – «спортивная камлейка».

2018 года

В первом конкурсе на Президентский грант, проходившем в период с 26 марта по 1 июня 2018 года, от Чукотского автономного округа приняло участие 4 социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) округа на общую сумму 4 571,309 тыс. рублей.

Победителем первого конкурса от Чукотского автономного округа стала РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЧУКОТКИ» грант в размере 2 997,600 тыс. рублей:

*грантовое направление – «поддержка проектов в области науки, образования, просвещения»;

*название проекта – «Вэтгав. уроки Чукотского».

Во втором конкурсе на Президентский грант, проходившем в период с 16 июля по 10 сентября 2018 года, от Чукотского автономного округа заявку подали 6 социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) округа на общую сумму 13 893,957 тыс. рублей.

Победителем во втором конкурсе президентского гранта 2018 года от Чукотского автономного округа стала ЧУКОТСКАЯ ОКРУЖНАЯ СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФЕДЕРАЦИЯ БАДМИНТОНА» грант на общую сумму 2 823,000 тыс. рублей:

*грантовое направление – «охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни»;

*название проекта – «Спортивная камлейка».

Всего на конкурс Президентских грантов в 2017 и 2018 годах было подано заявок от 22 социально ориентированные некоммерческих организаций на общую сумму 45 580,583 тыс. рублей.

 

2.  О состоянии и мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования Чукотского автономного округа

 Рынок услуг дошкольного образования

Сеть образовательных организаций Чукотского автономного округа, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, разнообразна, направлена на удовлетворение запросов жителей региона на образовательные услуги и соответствует приоритетам образовательной политики.

Система дошкольного образования округа представлена 44 образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, их них:

14 дошкольных образовательных организаций;

8 начальных школ со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад);

8 средних общеобразовательных школ со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад), в том числе 3 школы-интерната (из них две школы-интерната с дошкольными отделениями);

14 основных общеобразовательных школ со структурными подразделениями - дошкольные группы (детский сад), в том числе 1 школа-интернат.

Рынок услуг в сфере дошкольного образования Чукотского автономного округа в 2017 году представлен бюджетными образовательными организациями и полностью удовлетворяет потребности населения.

Так, доступность дошкольного образования в 2017 году в округе для детей от 3 до 7 лет составляет 100%. Положительной тенденцией в развитии системы дошкольного образования округа является:

- отсутствие очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения детей от 3-х до 7 лет;

- увеличение числа детей в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, охваченных услугами дошкольного образования (80% от общего числа детей данной возрастной группы).

Однако, учитывая необходимость в дальнейшем в снижении возрастного порога детей, посещающих дошкольные организации, с 3-х до 1,5 лет, необходимо подходить к решению данной задачи комплексно: не только путем создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, но и с помощью привлечения индивидуальных, частных предпринимателей и организаций, способных оказывать услуги для детей дошкольного возраста.

В течение 2017 года Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа осуществлялся мониторинг индивидуальных, частных предпринимателях и организациях (кроме государственных и муниципальных), оказывающих услуги для детей дошкольного возраста. По итогам мониторинга выявлено, что индивидуальные предприниматели и частные организации, оказывающие образовательные услуги для детей дошкольного возраста, отсутствуют.

Субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, не предоставлялись в виду отсутствия обращений.

Значение показателя отраслевого плана по содействию конкуренции на рынке услуг в системе дошкольного образования в Чукотском автономном округе в 2017 году составило:

доля негосударственных организаций дошкольного образования, предоставляющих услуги дошкольного образования, в общей численности образовательных организаций дошкольного образования – 0% (план – 0%).

В тоже время в истекшем году Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа проводились устные консультации заявителей по вопросам организации деятельности семейного детского сада в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода, в семейных дошкольных группах и иных формах в соответствии с действующим законодательством об образовании.

Реализация данного направления возможно при включении в данный рынок услугу по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

 

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

В Чукотском автономном округе реализуется комплексная система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период как на территории региона, так и за его пределами.

В настоящее время в регионе услуги по организации отдыха и оздоровления детей оказывают 42 организации, в том числе: 1 сезонный загородный лагерь с круглосуточным пребыванием детей, 41 школьный лагерь с дневным пребыванием детей в период летних каникул.

Развитие частного сектора соответствующих организаций на территории региона объективно ограничено климатическими условиями. Услуги детского отдыха и оздоровления в округе оказывают организации муниципальной формы собственности. Данные организации оказывают услуги по организации детского отдыха и оздоровления непосредственно на территории Чукотского автономного округа. Общий объем бюджетного финансирования системы учреждений детского отдыха и оздоровления, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в 2017 году составил 82 665,0 тыс. рублей. Численность, получивших услуги в сфере отдыха и оздоровления в летний период в данных организациях, составила 4 729 детей.

В то же время, в Чукотском автономном округе, учитывая расположение региона в Арктической зоне Российской Федерации, ежегодно осуществляется вывоз детей в центральные районы страны для летнего оздоровительного отдыха.

В 2017 году в рамках летней оздоровительной кампании с привлечением СОНКО в центральные регионы страны было вывезено 317 детей, в том числе:

- в Детский пульмонологический санаторий «Отрадное» (Калининградская область, г. Светлогорск) направлено 80 детей в сопровождении 3 ответственных лиц;

- 35 детей направлено в оздоровительно-образовательный комплекс «Байтик» в г. Казань Республики Татарстан в сопровождении 1 ответственного лица;

- 35 детей – воспитанников Государственного казенного учреждения социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и детей, воспитывающихся в приемных семьях были направлены в детский лагерь «Родник» г. Королев Московской области;

- 120 детей Анадырского, Билибинского районов и городского округа Певек также были направлены на отдых в детский лагерь «Родник» г. Королев Московской области.

Дети Чукотского автономного округа отдыхали и во Всероссийских детских центрах:

- 10 детей с. Омолон в сопровождении ответственного лица в ФГБОУ «Всероссийский  детский центр «Океан» (г. Владивосток);

- 10 детей с. Лорино в сопровождении ответственного лица в ФГБОУ «Всероссийский  детский центр «Орленок» (г. Туапсе);

- 10 детей с. Марково в сопровождении ответственного лица в ФГБОУ «Всероссийский  детский центр «Смена» (г. Анапа).

22 сентября 9 детей округа отправились в Международный  детский центр «Артек», где приняли участие в тематических сменах организованных Ямало-Ненецким Фондом «Дорогами открытий»

В октябре 8 детей отправились на отдых в МДЦ «Артек» на фестиваль «Готов к труду и обороне», организатором которого является Общественно-государственная организация «Российское движение школьников».

 

Рынок услуг дополнительного образования детей

В настоящее время в Чукотском автономном округе возможность получения дополнительного образования обеспечивается исключительно государственными (муниципальными) организациями.

В 2017 году система дополнительного образования детей Чукотского автономного округа включала:

- 14 организаций дополнительного образования детей;

- кружки и секции в 41 общеобразовательной организации, а также в 4 профессиональных образовательных организациях.

Из 14 организаций дополнительного образования детей Чукотского автономного округа 4 являются многопрофильными и 10 однопрофильными.

43% от общего числа воспитанников занимаются в многопрофильных организациях дополнительного образования детей.

В число однопрофильных организаций входят 4 организации физкультурно-спортивной направленности (детско-юношеские спортивные школы) и 6 организаций художественно-эстетической направленности (детские школы искусств).

Самыми популярными являются профили физкультурно-спортивной направленности - 21% от общего количества занимающихся в организациях дополнительного образования, и профили художественно-эстетической направленности - 29%.

В большей степени услугами организаций дополнительного образования пользуются подростки 10-14 лет. Эта возрастная категория составляет 43% от общего количества детей, занимающихся в организациях дополнительного образования округа.

 

К особенностям системы дополнительного образования Чукотского автономного округа относятся:

- доступность для всех категорий населения (предоставление услуг на бесплатной основе, отсутствие отбора и отсева, других ограничений);

- стабильно высокий уровень охвата детей и молодежи 5-18 лет услугами дополнительного образования (80%);

- предоставление услуг, как организациями дополнительного образования детей, так и общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями, в которых предусмотрены ставки педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов (всего 478 кружков и секций, при этом 4694 детей и подростков занимаются в 2-х и более кружках и секциях);

- высокий охват услугами дополнительного образования несовершеннолетних, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (с целью профилактики безнадзорности и правонарушений) - 77%-й охват несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете различного уровня;

- посещение детьми и молодежью 5-18 лет взрослых коллективов дополнительного образования (с учетом последних, общее число коллективов, кружков и секций составляет в округе 728 единиц, общий охват занимающихся на 12 805 чел.);

- относительно узкий, по сравнению с общероссийским, диапазон предоставляемых услуг (отсутствие технических направлений, представлены отдельные виды спорта),

- небольшая численность детей и молодежи 5-18 лет в расчете на 1 педагогического работника.

В целях расширения диапазона услуг, предоставляемых организациями  дополнительного образования детей, а также увеличения охвата детей и молодежи 5-18 лет услугами данных организаций, в 2017 году в 2 образовательных организациях дополнительного образования детей и в 2 общеобразовательных организациях созданы условия для развития научно-технического творчества детей, в том числе оснащение робототехническим оборудованием.

В 2017 году кружковая работа по научно-техническому творчеству детей и подростков велась в 6 образовательных организациях.

Реализация данного направления возможно через НКО (СОНКО).

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Рынок соцуслуг поступательно осваивается социально ориентированными некоммерческими организациями. Также, как и частный бизнес, СОНКО не имеют достаточный уровень кадрового, профессионального потенциала, опыт работы по социальному обслуживанию. На сегодняшний день СОНКО, функционирующие в регионе, не готовы к оказанию услуг на постоянной основе, но ими осваивается сегмент социальной отрасли, включающий социально-психологическую реабилитацию, консультирование по социальным проблемам, сбор пожертвований, одежды, несложные учебные программы, организацию досуга, повышение коммуникативного потенциала.

В 2017 году услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детям с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет), за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, были оказаны 2 СОНКО и 1 муниципальной организацией (занимают наибольшую долю).

 

3. О реализации мер по развитию конкуренции в сфере труда и социальной защиты граждан: рынок услуг в области социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения

Задача по достижению удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, в размере 10 % к 2021 году трудновыполнима для региона.

Система социального обслуживания представлена тремя государственными организациями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа.

Административных, экономических и иных барьеров, затрудняющих предпринимательскую деятельность на рынке услуг в сфере социального обслуживания, не имеется. Вместе с тем, конкуренция в указанной сфере не развита по причине отсутствия негосударственных поставщиков социального обслуживания.

В силу специфики региона (дорогостоящее строительство и доставка товаров (материалов), изолированность населённых пунктов на периферии, сложности с транспортным сообщением), практика предоставления негосударственными организациями надомного и стационарного социального обслуживания в регионе не сложилась.

Частный бизнес не готов брать на себя гарантии по оказанию на систематической основе надомных (не требуют наличия инфраструктуры) и стационарных (требуется необходимая инфраструктура (здания, оборудование, транспорт и т.д.), опыт работы с контингентом, лицензия на осуществление медико-социальной деятельности, кадровый потенциал) социальных услуг, поскольку это влечёт жёсткие обязательства перед получателями соцуслуг и перед государством. Предпринимателями деятельность изначально расценивается как низкорентабельная. Для оказания услуг поставщик должен быть включён в реестр поставщиков. Только в этом случае он вправе предоставлять социальные услуги на основании разработанной индивидуальной программы.

Вместе с тем, рынок соцуслуг поступательно осваивается социально ориентированными некоммерческими организациями. Также, как и частный бизнес, СОНКО не имеют достаточный уровень кадрового, профессионального потенциала, опыт работы по социальному обслуживанию. На сегодняшний день СОНКО, функционирующие в регионе, не готовы к оказанию услуг на постоянной основе, но ими осваивается сегмент социальной отрасли, включающий социально-психологическую реабилитацию, консультирование по социальным проблемам, сбор пожертвований, одежды, несложные учебные программы, организацию досуга, повышение коммуникативного потенциала.

Деятельность СОНКО базируется на финансовой поддержке за счёт средств окружного бюджета в виде грантов на реализацию проектов, направленных на повышение качества жизни отдельных категорий граждан. Такая работа системной не является, не обеспечивает гарантий для социального обслуживания населения, зависит от желания и возможностей грантополучателя в отдельно взятый период времени.

Структура органов службы занятости населения Чукотского автономного округа включает в себя Департамент социальной политики Чукотского автономного округа, Управление занятости населения Департамента, Государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа «Межрайонный центр занятости населения» (далее – центр занятости), шесть отделов центра занятости. В связи со сложной транспортной схемой Чукотского автономного округа служба занятости населения представлена в каждом населенном пункте, в малочисленных селах прием граждан проводят инспекторы центра занятости, работающие в центре занятости на условиях внешнего совместительства. Частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности) на территории Чукотского автономного округа отсутствуют.

Официальный интернет-портал правовой информации