Поддержка доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере. Республика Саха (Якутия)

15 ноября 2018 года

Лучшая практика

Поддержка доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере

Республика Саха (Якутия)

1. О реализации мер, направленных на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы. Поддержка доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

Поддержка СОНКО является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Согласно п.п. «л» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ) Правительству РФ поручено предусмотреть, начиная с 2013 года, меры, направленные на увеличение поддержки СОНКО.

В целях реализации Указа в 2016 году в РФ принят ряд комплексных документов в направлении расширения доступа негосударственных, прежде всего – СОНКО, к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджетных средств:

- Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, разработанный во исполнение поручения по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 03.12.2015 года, и утвержденный Заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец решением от 23.05.2016 года № 3468п-П44;

- Дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.06.2016 года № 1144-р.

Мероприятия Комплекса мер и дорожной карты нацелены на совершенствование существующей нормативной правовой базы в целях обеспечения доступа СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств, на повышение потенциала и компетенций СОНКО в качестве поставщиков данных услуг, а также на координацию деятельности всех органов власти по обеспечению доступа СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере.

В целях реализации дорожной карты и комплекса мер, а также расширения участия негосударственного сектора в оказании социальных услуг распоряжением Правительства РС (Я) от 08.12.2016 года № 1527-р утвержден Комплексный план мероприятий РС (Я) на 2016-2020 годы по обеспечению поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности СОНКО.

Распоряжением Главы РС (Я) от 22.01.2018 года № 28-РГ «О персональных поручениях членам Правительства РС (Я) на 2018 год» поручено обеспечить увеличение доли негосударственного сектора в сфере социального обслуживания до 10% от общего количества учреждений всех форм собственности (п.10.2.). На данный момент в реестре состоит 46 поставщиков социальных услуг, из них ИП – 21, коммерческих организаций – 7, СОНКО – 18.

В государственном бюджете РС (Я) в рамках реализации государственных программ РС (Я) «Социальная поддержка граждан в РС (Я) на 2012-2017 годы» и «Социальная поддержка граждан в РС (Я) на 2018-2022 годы» по мероприятию «Развитие рынка социальных услуг» для выплаты компенсации поставщикам социальных услуг (коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, социально ориентированным некоммерческим организациям) были предусмотрены средства: в 2016 году – 2 839,74 тыс. рублей, в 2017 году – 3 646,73 тыс. рублей, в 2018 году (3 уточнение) – 46 440,23 тыс. рублей. Фактическое финансирование за эти периоды составило: за 2016 год – 2 164,40 тыс. рублей или 76,2% от плана, за 2017 год – 3 051,79 тыс. рублей или 83,7% от плана, за 1 полугодие 2018 года – 15 498,09 тыс. рублей.  Из них доля полученных СОНКО средств составила в 2016 году – 58,6%, в 2017 году – 71,4%, за 1 полугодие 2018 года – 60,1%.

Касательно только некоммерческих организаций необходимо отметить, что в связи с ростом числа НКО, предоставляющих социальные услуги, а также обслуживаемого ими количества получателей социальных услуг, сумма выплат компенсации увеличилась в 7,3 раза по сравнению с 2016 годом:

- в 2016 году компенсация в размере 1 269,23 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса" за предоставление социальных услуг 22 получателям.

- в 2017 году компенсация в размере 2 179,23 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса", АНО "Санаторий "Абырал". Социальные услуги предоставлены в целом 41 получателям;

- в 2018 году компенсация в сумме 9 315,93 тыс. рублей на возмещение затрат предоставлена ОО "Реабилитационный центр освободившихся из мест лишения свободы Чурапчинского улуса", АНО "Санаторий "Абырал", АНО по социальной защите людей с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста "Алгыс" (Благословение), АНО "Центр реабилитации и превенции социального исключения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации "Горизонт+", АНО "Реабилитационный центр социальной адаптации "Пробуждение", ОО инвалидов "Феникс". Социальные услуги предоставлены в целом 125 получателям.

Таким образом, в 2018 году количество получателей социальных услуг возросло в 5,7 раз по сравнению с 2016 годом, и в 3 раза - с 2017 годом соответственно. Число поставщиков социальных услуг-СОНКО за период 2016-2018 годы возросло от 1 до 6.

2. О состоянии и мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования:

- рынок услуг дошкольного образования;

На начало 2018 года к частным (негосударственным) дошкольным образовательным организациям относилось 27 автономных некоммерческих дошкольных образовательных организаций «Алмазик» и 4 негосударственных учреждения некоммерческих дошкольных образовательных организаций «Центр развития ребенка» «Якутскэнерго» с охватом 5 017 детей (9% от общего числа детей, охваченных дошкольным образованием). Индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, - 30 с охватом 1 956 ребенок; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми без реализации образовательных программ, - 55 с охватом 975 детей.

N

Показатели

Ед. изм

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

план

факт

план

факт

1.

Удельный вес численности воспитанников негосударственных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций

%

8,2

8,5

9,1

9,1

9,5

10,0

 

Услуги в сфере дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в Республике Саха (Якутия) на 1 сентября 2018 года оказывают:

- 72 индивидуальных предпринимателя с охватом 4305 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 3020 детей.

- 2 НКО с охватом 5646 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет - 3846 детей. Из них получает субсидию на осуществление образовательной деятельности 1 НКО с охватом 3999 детей.

Нормативная правовая база:

- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 сентября 2014 года №284 «О реализации пилотного проекта «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и (или) среднего предпринимательства»,

- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 октября 2014 года №336 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)"

- постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2015 года №261 «О Порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) местным бюджетам в целях софинансирования мероприятий, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста».

- рынок услуг детского отдыха и оздоровления;

Значительное влияние на уровень конкуренции оказывает ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей  «Сосновый бор», занимающий доминирующее положение на рынке отдыха и оздоровления, так как является государственным учреждением, обеспечивающим потребность в обеспечении  полноценным отдыхом, оздоровлением и дополнительным образованием, а также соответствует всем требованиям по безопасности.

В силу спроса населения по оказанию услуг на рынке отдыха и оздоровления детей в большей части по качеству оказания услуг и укомплектованию пед.работниками преимущественным спросом пользуются государственные и (или) муниципальные предприятия (учреждения).

Состояние конкуренции на рынке отдыха и оздоровления в регионе оценивается как рынок с недостаточно развитой конкуренцией. По сравнению с 2017 годом уровень конкуренции на рынке не изменился. Факторы, повлиявшие на состояние конкуренции - низкий потребительский спрос на учреждения отдыха и оздоровления детей негосударственного типа, внешнеэкономические факторы, высокие авиатарифы на межрайонные перелеты.

- рынок услуг дополнительного образования;

В республике отмечается устойчивая тенденция увеличения доли организаций негосударственной формы собственности в общем количестве организаций на рынке услуг дополнительного образования детей.

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Количество хозяйствующих субъектов на рынке

10

14

21

22

28

33

Количество хозяйствующих субъектов на рынке на 1000 человек населения

0,01

0,01

0,02

0,02

0,03

0,03

Количество новых хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке

4

4

7

1

6

5

Количество государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность на рынке, находящиеся в ведомстве  Минобрнауки РС(Я) (находящиеся в ведомстве Минобрнауки РС(Я), Минспорта РС(Я), Минкультуры РС(Я))

127

128

132 (227)

111 (224)

114 (226)

115 (225)

Доля рынка государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность на рынке (по числу зарегистрированных учреждений)

92,7

90,1

91,5

91,1

89,0

87,3

Объем субсидирования государственных и муниципальных предприятий (учреждений) млн.руб.

1688,9

1978,0

2483,8 (4312,4)

2708,9 (5082,0)

2610,0 (5147,7)

3017,1

(2719,0)

 

Основными поставщиками услуг на рынке дополнительного образования детей являются муниципальные и государственные учреждения. На территории всех муниципальных образований имеется не менее чем по 1 учреждению дополнительного образования. Также услуги дополнительного образования детей оказывают школы, имеющие лицензии на дополнительное образование детей. В городских округах достаточно развита конкуренция среди муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования по широкому спектру дополнительных общеразвивающих программ.

Услуги дополнительного образования в муниципальных и государственных учреждениях оказываются бесплатно на высоком профессиональном уровне. Население в большинстве наслегов не готово оплачивать услуги негосударственных поставщиков на платной основе.

В целях устранения избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров в 2017 году реализованы следующие мероприятия.

По оптимизации процессов предоставления государственных услуг, относящихся к полномочиям Республики Саха (Якутия), для субъектов предпринимательской деятельности в рамках модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования в 2016-2017 годах реализован проект персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в РС(Я) (далее – ПФ ДОД). Под системой ПФ ДОД понимается организационно-финансовая система, предусматривающая бюджетное финансирование реализации дополнительных общеобразовательных программ, выбираемых обучающимися в возрасте от 5 до 18 лет, независимо от организации, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует указанную образовательную программу, по персональным сертификатам ДОД. Таким образом, проект предоставляет равные возможности к получению бюджетных средств за оказанные услуги дополнительного образования как муниципальным учреждениям, так и негосударственным учреждениям и индивидуальным предпринимателям, что способствует развитию конкуренции среди поставщиков услуг дополнительного образования детей.

В 2016 году проект апробирован в ГО «город Якутск». В качестве поставщиков услуг в проект ПФ ДОД вошли 9 учреждений, в том числе 3 негосударственных: ИП Максимова Надежда Романовна (Учебный центр «ANT»), Якутская республиканская общественная организация поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьогур» (Дарование), Индивидуальный предприниматель Хачиров С.В. Доля негосударственных учреждений по количеству учреждений в проекте – 33%, по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования – 5,7% (200 из 3517). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей негосударственными учреждениями составил 200,0 тыс.руб.

В 2017 году проект внедрялся в 27 муниципальных образованиях республики. Однако, несмотря на созданный механизм и равные возможности для поставщиков, в проекте приняли участие только негосударственные учреждения на территории города Якутска в том же составе. В остальных муниципальных учреждениях негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования нет. Доля фактически оказавших услуги негосударственных учреждений по количеству учреждений в проекте – 5,7% (3 учреждения из 52), по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования по РС(Я) – 1,3% (200 из 16028). Аналогичные показатели по г.Якутску – 33% (3 из 9 учреждений) и 3,7% (200 из 5397 сертификатов). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей негосударственными учреждениями составил 1 640,0 тыс.руб.

В 2018 году проект внедряется в крупных муниципальных образованиях, где есть предпосылки для развития конкурентной среды между поставщиками услуг дополнительного образования: ГО «г.Якутск», МР «Нерюнгринский район», МО «Мирнинский район». За 1 полугодие 2018 года в проекте приняло участие 2 негосударственных учреждения г.Якутска - ИП Максимова Надежда Романовна (Учебный центр «ANT»), Якутская республиканская общественная организация поиска и развития одаренных детей Якутии «Дьогур» (Дарование). Доля негосударственных учреждений по количеству фактически оказавших услуги учреждений в проекте – 16,7% (2 учреждения из 12), по числу обслуживаемых сертификатов дополнительного образования – 3,2% (170 из 5397). Объем оказанных услуг дополнительного образования детей составил 1 065,9 тыс.руб.

Сдерживающим фактором роста числа негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования в рамках проекта является ограниченность бюджетных средств муниципальных бюджетов.

В связи с этим Окружной администрацией города Якутска принято постановление от 29 июня 2018г. №191п «О завершении реализации Программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории ГО «город Якутск», утвержденной постановлением Окружной администрации города Якутска от 26 января 2017г. №16п».

Также для повышения конкуренции рынка услуг дополнительного образования детей функционирует общедоступный региональный навигатор системы дополнительного образования – детямякутии.рф. Это информационный портал с муниципальными сегментами, позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка. Реализуется этап заполнения навигатора программами, реализуемыми организациями дополнительного образования, в том числе негосударственными.

Состояние конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей в регионе оценивается как недостаточно развитая конкуренция. Из 36 муниципальных районов конкуренция на рынке услуг дополнительного образования присутствует только в ГО «город Якутск». По сравнению с 2016 годом уровень конкуренции на рынке незначительно увеличился. Факторы, влияющие на состояние конкуренции в системе дополнительного образования детей:

Географическая отдаленность и малочисленность населенных пунктов, в том числе в северных и арктических районах Республики Саха (Якутия);

Малое количество негосударственных учреждений – поставщиков услуг дополнительного образования детей;

Низкая платежеспособность населения для оплаты услуг негосударственных поставщиков.

3.О реализации мер по развитию конкуренции в сфере труда и социальной защиты граждан: рынок услуг в области социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Постановлением Правительства РС (Я) от 16.01.2015 года № 8 утвержден Порядок выплаты и определения размера компенсации за предоставление социальных услуг поставщикам социальных услуг, включенным в Реестр поставщиков социальных услуг РС (Я), но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) и предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой. Выплата компенсации поставщику социальных услуг осуществляется в целях возмещения его затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям. Основными задачами выплаты компенсации поставщику социальных услуг являются:

- повышение эффективности, доступности и качества социальных услуг, предоставляемых гражданам;

- расширение круга субъектов, занятых в сфере социального обслуживания.

Поставщику социальных услуг ежеквартальная компенсация для возмещения затрат предоставляется после проверки документов, подтверждающих факт предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Правом на получение компенсации стоимости социальных услуг, предоставленных гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, пользуются организации социального обслуживания независимо от форм собственности, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг РС (Я), кроме государственных (муниципальных) учреждений.

Официальный интернет-портал правовой информации