О целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности "Поддержка малого и среднего предпринимательства". Хабаровский край

02 октября 2018 года

Лучшая практика

(Экспертный совет 2 октября 2018 года)

Хабаровский край

 О целевой модели

 упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности "Поддержка малого и среднего предпринимательства"

По итогам 2017 года реализация целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности "Поддержка малого и среднего предпринимательства" (далее – Целевая модель) в Хабаровском крае составила 95,0 %. По данному значению Хабаровский край разделил первое место в ДФО с Республикой Саха (Якутия). Среднее значение выполнения данной целевой модели в целом по Российской Федерации составило 89,0 %.

Полностью выполнены 8 из 10 факторов, такие факторы как:

1.  Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП);

2.  Организация оказания инфраструктурной поддержки субъектам МСП;

3.  Организация оказания имущественной поддержки субъектам МСП;

4.  Реализация мер, направленных на обучение субъектов МСП;

5.  Стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП;

6.  Предоставление услуг по принципу "одного окна" для оказания поддержки субъектам МСП, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности;

7.  Развитие сельскохозяйственной кооперации;

8.  Развитие системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам МСП и гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (Бизнес-навигатор МСП).

В значительной степени достижению показателей целевой модели способствовала реализация "дорожных карт", разработанных совместно с Агентством стратегических инициатив, по внедрению всех 12 целевых моделей, в том числе целевой модели "Поддержка МСП".

Координацию работы осуществляет рабочая группа ("проектный офис") Правительства края по улучшению инвестиционного и делового климата края (далее – Проектный офис), которую возглавляет Губернатор края.

В заседаниях Проектного офиса на постоянной основе принимают участие руководители деловых объединений края и представители предпринимательского сообщества края.

Действует Проектный штаб Правительства края по управлению инвестиционным климатом края – рабочий орган Проектного офиса. Главная задача Проектного штаба – методичная отработка каждой Целевой модели. Председателем Проектного штаба является первый заместитель Председателя Правительства края по экономическим вопросам.

Кроме того, создана рабочая группа, задачей которой является контроль, и координация деятельности по достижению показателей целевой модели "Поддержка МСП".

По итогам 2017 года по разделу "Организация оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" Целевой модели МСП Хабаровским краем не достигнут показатель "Доля кредитов, выданных субъектам МСП в Хабаровском крае с привлечением гарантий и поручительств акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и (или) акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", в общем объеме кредитов, выданных субъектам МСП в крае, процентов" (далее – Показатель).

Плановое значение Показателя на 2017 год – 3 %.

Фактическое значение на 01.01.2018 – 0,37 %.

Невыполнение Показателя связано, прежде всего, с отсутствием сделок по кредитам с участием АО "Корпорация МСП" и (или) АО "МСП Банк".

 В декабре 2017 г. внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, в том числе в части расчета Показателя. С 01.01.2018 в расчет Показателя включены все участники Национальной гарантийной системы. Данное изменение позволяет учитывать не только объем кредитов под гарантии АО "Корпорация МСП", АО "МСП Банк", но и поручительства региональной гарантийной организации (Гарантийного фонда Хабаровского края).

Кроме внесения изменений в федеральное законодательство, министерством экономического развития края (далее – министерство) ведется работа по достижению плановых значений индикаторов на краевом уровне.

В 2018 году разработана и в процессе опытной эксплуатации обновлена схема взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края, в том числе монопрофильных муниципальных образований края, организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, с субъектами МСП – инициаторами проектов (далее – схема взаимодействия, прилагается).

Схема взаимодействия признана Минвостокразвития России лучшей практикой и рекомендована для использования в субъектам Дальневосточного федерального округа.

Схема взаимодействия разработана, в первую очередь, для облегчения подготовки документов субъектами МСП.

Чтобы подать заявку, субъект МСП может напрямую обратиться как в министерство, так и через участников схемы взаимодействия. Для заявки необходимо заполнить чек-лист, согласие на обработку персональных данных и согласие на проверку кредитной истории.

На первом этапе заявка попадает в Гарантийный фонд Хабаровского края (далее – Фонд), который проводит на наличие/отсутствие субъекта МСП в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве действующего субъекта, наличие/отсутствие сведений о процедурах ликвидации или банкротства, наличие/отсутствие задолженности по налогам, сборам, штрафам, по заработной плате, кредитной истории субъекта МСП (стоп-факторы).

В зависимости от потребности в финансировании проекты субъектов МСП, прошедшие проверку, подразделяются Фондом на две категории – до 25 млн. рублей и свыше 25 млн. рублей.

Проекты стоимостью до 3 млн. рублей направляются в МКК "Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края".

Проекты субъектов МСП с потребностью от 3 до 25 млн. рублей направляются Фондом в адрес банков-партнеров Фонда, АО "МСП Банк" (по агентскому соглашению).

Проекты субъектов МСП с потребностью свыше 25 млн. рублей направляются в министерство для дальнейшего сопровождения АНО "Краевое агентство содействия предпринимательству" (при необходимости).

Координатором работы с проектами субъектов МСП является министерство.

За период опытной эксплуатации схемы взаимодействия в министерство поступило 17 новых заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) края для рассмотрения возможности получения заемного финансирования на льготных условиях.

Таким образом, за 2017 год объем кредитов, учитываемый при расчете Показателя, составлял 211,16 млн. рублей, по итогам 6 месяцев 2018 г. – 2 473,49 млн. рублей (9,09 % или в 3 раза выше планового значения).

 

О целевой модели

"Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества"

Показатели "Внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов края", "Внесение в ЕГРН границ территориальных зон".

В настоящее время в ЕГРН внесены сведения:

- о границах 51 территориальной зоны из 2 227 – 2,3 % от общего количества территориальных зон, указанных в правилах землепользования и застройки Хабаровского края (2277);

- о границах 37 населенных пунктов из 435 (8,5 %) от общего количества населенных пунктов (435).

В целях реализации целевой модели "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества", утвержденной распоряжением № 147-р, Правительству Хабаровского края на 31.12.2020 необходимо достигнуть по нижеперечисленным целевым показателям следующие значения:

- доля территориальных зон, сведения, о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), не менее 100%;

- доля населенных пунктов Хабаровского края, сведения, о границах которых внесены в ЕГРН, не менее 80 %.

В настоящее время в ЕГРН внесены сведения о границах 37 населенных пунктов края, что составляет 8,5 % от общего количества населенных пунктов края (435) и 51 территориальной зоны (г. Хабаровск и сельское поселение "Село Маяк"), что составляет 2,3% от общего количества территориальных зон (2277), указанных в правилах землепользования и застройки края.

C 11.01.2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в части включения обязательным приложением к генеральным планам и правилам землепользования и застройки сведений о границах населенных пунктов и границ территориальных зон. Сведения должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, соответственно, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

В связи с этим, без актуализации градостроительной документации муниципальных образований края внести сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон края в ЕГРН не представляется возможным.

Министерством строительства края совместно с органами местного самоуправления разработан план-график актуализации градостроительной документации на 2019 – 2021 годы:

- 2019 год – 68 поселений, 140 населенных пунктов;

- 2020 год – 84 поселение, 161 населенный пункт;

- 2021 год – 54 поселений, 91 населенный пункт.

Для реализации плана-графика по актуализации градостроительной документации в целях исполнения показателей Дорожной карты требуется дополнительное финансирование программы в сумме 596 млн. рублей.

Мероприятие по содействию муниципальным образованиям края в разработке градостроительной документации предусмотрено в государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее – Программа).

В краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов расходы на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края при подготовке документов территориального планирования, документов градостроительного зонирования предусмотрены в суммах 33,5 млн. рублей, 31,07 млн. рублей и 4,5 млн. рублей соответственно.

Необходимо при формировании бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть дополнительно указанные расходы по годам:

- 2019 год – 55,5 млн. рублей;

- 2020 год – 203 млн. рублей;

- 2021 год – 222 млн. рублей;

- 2022 год – 115,5 млн. рублей (оплата работ, включенных в план-график на 2021 год).

Министерством строительства края направлены предложения для формирования бюджета на 2019 финансовый год и плановый период 2020 – 2021 годов.

Также министерством строительства края принято решение организовать в КГКУ "Служба заказчика министерства строительства края" отдельное подразделение, ответственное за разработку градостроительной документации края в северных районах края (Аяно-Майский, Охотский, Тугуро-Чумиканский, им. Полины Осипенко, Верхнебуреинский, Николаевский, Ульчский).

В 2018 году будет разработан проект Закона Хабаровского края о передачи полномочий по разработке градостроительной документации от данных муниципальных образований края министерству строительства края.

Учитывая, что актуализация градостроительной документации требует значительных финансовых затрат, длительного временного периода, связанного с проведением электронных аукционов/ открытых конкурсов по определению исполнителя работ, а также проведением в обязательном порядке общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки, предусмотренных градостроительным законодательством, необходимо внести изменения в Дорожную карту, утвержденную распоряжением
№ 147-р, в части корректировки процентного соотношения и сроков по доли населенных пунктов субъекта Российской Федерации, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в общем количестве населенных пунктов субъекта Российской Федерации, процентов, на следующие показатели:

- 15 процентов в IV квартале 2018 г.;

- 37 процентов в IV квартале 2019 г.;

- 70 процентов в IV квартале 2020 г.;

- 80 процентов в IV квартале 2021 г.

2. Внесение в ЕГРН объектов и территорий культурного наследия.

На территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2018 г. в едином государственном реестре объектов культурного наследия (далее – ОКН) числится 542 ОКН, из них:

- 156 объектов федерального значения;

- 385 объектов регионального значения;

- 1 объект муниципального значения.

По виду ОКН подразделяются следующим образом:

- 117 объектов археологии;

- 106 памятников истории и достопримечательных мест (как правило, захоронения);

- 319 объектов архитектуры и монументов.

Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", (далее – закон № 73-ФЗ) объекты археологического наследия находятся в государственной собственности, однако действующим законодательством не определен вид государственной собственности (Российской Федерации или субъекта РФ). Большая часть захоронений располагается на территориях кладбищ.

Фактически право собственности необходимо (возможно) оформить на часть объектов архитектуры.

Основные проблемы: 228 ОКН (объекты археологии, памятники истории, достопримечательные места, часть монументов) невозможно внести в ЕГРН в связи с отсутствием собственника.

В соответствии с законом № 73-ФЗ установление границ территории объекта культурного наследия является полномочием регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны ОКН, издавший акт об установлении (изменении) границ территории ОКН, включенного в реестр, требований к осуществлению деятельности в границах территории такого ОКН, в срок не более чем пять рабочих дней со дня издания указанного акта направляет его копию в орган регистрации прав.

Основные проблемы: полное отсутствие финансирования работ по постановке на кадастровый учет территорий ОКН. Примерная сумма для достижения показателя 100% – 1,5 – 2млн. рублей (средняя цена - 10 – 15 тыс. руб. за 1 объект).

Официальный интернет-портал правовой информации